– неумение сравнивать причины возникновения своих эмоциональных состояний со сходными проявлениями у сверстников приводит к эмоциональной глухоте, дефициту эмоциональной отзывчивости, к трудностям формирования у этих детей морально-этических правил поведения, это ведет к нарушениям или затруднениям в общении со сверстниками;
– нарушение общения со сверстниками обусловлено также несформированностью, задержкой развития преимущественно эмоциональной сферы. Внешне это проявляется в тревожности, неуверенности в себе, агрессивности;
– наблюдается несформированность морально-нравственных качеств;
– к началу школьного возраста как у детей с ЗПР, так и у умственно отсталых отмечается недостаток знаний и умений в сфере межличностных отношений, не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях сверстников и взрослых, страдает речевая сторона общения, а также произвольная регуляция эмоциональных и поведенческих проявлений;
– детям свойственна неадекватность, некритичность, инфантильность;
– в некоторых случаях встречается стремление к избеганию контактов, а в некоторых выраженная зависимость от своих более социально активных одноклассников;
– часть умственно отсталых учащихся стремится быть рядом с родителями, т. к. очень заинтересованы в их постоянной помощи, к которой привыкли, такая же тенденция наблюдается у детей с ЗПР.
Характеристики невербального общения детей с ЗПР и детей с умственной отсталостью нет возможности сравнить в связи с недостаточным количеством исследований. Отсутствие исследований по невербальному общению у детей с ЗПР объясняется неоднородным составом группы, в которую объединены разные по этиологии и своим проявлениям нарушения в развитии.
Материалы по теме:
Психодиагностические методы исследования управления социально-сихологическим
климатом
В настоящее время созданы и практически используются методы психодиагностики, которые охватывают все известные науке психологические процессы, свойства и состояния человека.
Для того чтобы психолого-педагогический эксперимент был достато ...
Проблема развития
коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...
Операциональная теория измерения
Операциональная теория измерения использовалась до появления работ Стивенса, и это во многом определило развитие репрезентализма.
Хорошо известное определение Стивенсом измерения как "приписывание чисел объектам или событиям в соотв ...
Главные разделы