Однако длительное применение антидепрессантов чревато формированием негативных побочных эффектов, а традиционные психологические приемы (психотренинги), требуют для их освоения мобилизации воли и желания, что не вполне приемлемо для лиц, склонных к пагубным пристрастиям.
По мнению автора предлагаемой разработки, доцента Запорожского национального университета Григория Чаусовского, для эффективной и общедоступной нейтрализации ониомании необходимо создание возможности получения покупателем сигнальной информации о появлении симптоматики присущей ему навязчивой магазинной зависимости в реальном режиме времени (т.е. именно в момент желания совершить очередную, логически необоснованную покупку). Практически, это можно реализовать путем разрыва типологической поведенческой цепочки совершения взаимосвязанных последовательных действий, характерных для проявления ониомании: возникновение логически необоснованного навязчивого желания приобрести очередную вещь — движение руки к кошельку — отсчитывание требуемой суммы — приобретение товара.
Так же шопингомания имеет свои разновидности. Сегодня этим термином обозначают целый букет расстройств:
Сейлзомания (мания распродаж) — болезненное желание покупать вещи на распродажах. На почве сейлзомании зафиксированы случаи убийств и самоубийств.
Лейбломания (мания этикеток) — зависимость от разрекламированных брендов. Погоня за «фирмой» превращается в навязчивое состояние, в невозможность для человека покупать что-либо еще, использовать нечто без бренда.
Гаджет-аддикция — страсть к постоянному приобретению всех технических новинок, в 99% случаев ненужных.
Джанк-фуд-аддикция — навязчивое желание посещать сети ресторанов быстрого питания.
Постшопинговая депрессия — выражается в пониженном настроении, раздражительности, апатии, связанной с утратой мотивации после приобретения вожделенной вещи (и многие другие).
Шопинг – зависимость пытаются лечить антидепрессантами. По мнению ученых, химические препараты позволяют достигать удовлетворительных результатов. Но не все с этим согласны. «К сожалению, это всего лишь компромисс. Следует добраться до истоков проблемы и решить ее», — говорит Роберт Лефевер, директор Promis Recovrey Center, центра, где изучаются и лечатся такие болезни, как алкоголизм и нарко- или шопинг-мания. — «Вряд ли шопинговый маньяк сможет освободиться от своей зависимости при помощи лекарственных препаратов».
«Химия» зачастую только приглушает симптомы, но не ликвидирует их источник. Ведь в основе шопингомании лежат сугубо психологические, а не медицинские проблемы. Психологи считают, что существует два типа шопингомании — личностная и подсознательная. Личностные шопингоманы — люди эмоционально неуравновешенные, капризные, даже истеричные. Они тратят деньги демонстративно, покупая дорогие (и часто абсолютно ненужные) вещи. И легко могут потратить впустую все свои сбережения. Дело в том, что они с детства привыкли к вниманию, но не умеют заполнить свою внутреннюю жизнь чем-то полезным и ярким, поэтому внешние проявления (демонстративная трата денег) становятся для них единственным способом привлечь к себе внимание. У «подсознательных» шопингоголиков все наоборот. Это «золушки», у которых было нелегкое детство, которым не хватало родительского тепла и материальных благ. Они пытаются компенсировать недостаток родительской любви (как настоящий, так и мнимый, придуманный ими) тем, что тратят кучу денег на подарки для себя, любимого. «Никто меня не любит, но зато я сам себя очень люблю». Подсознательное желание, которое движет ими — чтобы их заметили и ахнули от восторга. Но покупают они, как правило, больше вещей полезных и практичных, нежели личностные шопингоголики.
Материалы по теме:
Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, ...
Влияние социальных
норм на взаимодействие в группе
Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельз ...
Понятие кризисных ситуаций и их виды
Рассматривая понятие кризисных ситуаций, необходимо конкретизировать собственно понятие ситуации. Ситуация (от лат. situation - положение) – совокупность условий и обстоятельств, создающих определенные отношения, обстановку, положение [52 ...
Главные разделы