Развитие судебной и криминальной психологии

Материалы » Характеристика основных разделов юридической психологии » Развитие судебной и криминальной психологии

Страница 2

Кроме этого, в начале XIX века в Московском университете накануне войны с Наполеоном (1806 – 1812 гг.) вводится и читается специальный курс «Уголовной психологии», который становится востребованным новым поколением российских юристов.

В 1915 году выходит работа известного отечественного философа-просветителя П.Д. Лодий «Логические наставления, направленные на познания и различение истинного и ошибочного, где автор пытается обосновать уголовно-правовые понятия с помощью психологии. В частности, он признавал лишь те наказания, которые пригодны как средства психологического принуждения, считал, что наказание должно соответствовать «духу преступления».

Более интенсивное развитие юридической психологии в начале XIX века связано со стремлением прогрессивных ученых и общественных деятелей решать уголовно-правовые проблемы с привлечением новой науки – психологии и психологических данных. Эту позицию занимали, в частности, учителя А.С. Пушкина в Царскосельском лицее А.П. Куницын и А.И. Галич.

А.П. Куницын считал, что целью наказания должно быть исправление и перевоспитание преступников, а также предупреждение преступлений. Он изложил свои прогрессивные и гуманные взгляды в специальном трактате «Право естественное», который позже был официально запрещен и сожжен. Но его прогрессивные идеи продолжали жить в умах его учеников и сподвижников.

В частности, А.И. Галич, написавший одну из самых ранних в России работ по характерологии, указывал, что судить преступника должны те, кто знает его психологию, характер, т.е. считал, что судья должен быть одновременно и психологом.

Распространение идеи исправления и перевоспитания преступника заставило право обратиться к психологии для научного обоснования этих проблем. Над их решением в этот период активно работали такие ученые-просветители и юристы, как В.К. Елпатьевский, П.Д. Лодий, Л.С. Гордиенко, Хр. Штельцер (который и читал курс «Уголовной психологии» в Московском университете), Ф.В. Ушаков, который в трактате «О праве и цели наказания» раскрывал психологические условия воздействия на преступника наказания, считая главным в этом процессе приведение преступника к истинному раскаянию.

А проведенные в России реформы 60-х годов XIX века создали объективные предпосылки для более основательного становления юридической психологии. В 1874г. в Казани выходит первая полноправная монография по судебной психологии – «Очерки судебной психологии» психиатра А.А. Фрезе. В этот же период в России выходит еще несколько важных работ по юридической психологии: «Взгляд на науку уголовного законодательства» И.С. Баршева, «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии» К.Я. Яновича-Яневского, «Психические особенности преступников по новейшим исследованиям» Л.Е. Владимирова, работы Д.А. Дриля и другие.

В ХХ столетии развитие судебной психологии в России движется по нескольким направлениям, где основное внимание уделяется криминальной психологии. В этом испытывалось мощное влияние ломброзианства, которое стало модным в Европе. В это время были изданы две важные одноименные монографии: В.П. Сербского и П.И. Ковалевского «Судебная психология» (1890), которые явились важным научным обобщением достижений ЮП на заре 20 столетия.

Но в России в начале 20 столетия все еще использовались публичные смертные казни. В связи с чем, в 1905 г. известный русский психиатр И.А. Сикорский публикует гневную статью о смертной казни. Она так и называлась «Чувства, испытываемые зрителем при виде смертной казни». В ней он пишет, что «как бы ни тяжелы были прегрешения преступника, но вид казни, последних минут приговоренного, его прощанья с жизнью, не может не вызвать у нормального человека ничего, кроме сострадания и сильнейшего душевного потрясения». Прогрессивно настроенные общественные деятели Европы и России пишут о недопустимости кровавых зрелищ в цивилизованном обществе.

В 1907 г. В.М. Бехтерев создает в С-Пб. Первый Научно-учебный психоневрологический центр, где читается курс «Судебная психология», дается классификация преступников по психологическим признакам:

- преступники по страсти (импульсивные, порывистые);

- преступник с недостаточной развитостью нравственной сферы (хладнокровные, совершающие преступления преднамеренно);

- преступники с недостатком интеллекта;

- преступники с ослабленной волей (ленивые, алкоголики и т.д.).

Интерес русских юристов к углубленному исследованию психологии участников уголовного судопроизводства приводит к использованию психодиагностических методик для проведения судебно-психологических экспертиз. Выдающиеся русские юристы А.Ф. Кони, Плеве были знатоками в области психологии, блестяще использовали психологическую эрудицию в судебных речах. Они внесли неоценимый вклад в становление и развитие ЮП и судебной этики. А.Ф. Кони опубликовал ряд работ «Свидетели на суде» (1909) «Память и внимание» (1922), в курсе лекции «О преступных типах», где уделял огромное внимание психологическим аспектам судебной и юридической деятельности.

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Понятие об эмоциях
Эмоция (от фр. emotion - чувство) - психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида. ...

Основные направления профконсультирования
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы: • профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых спе ...

Классификация состояний
Трудность классификация психических состояний состоит в том, что часто они пересекаются или даже совпадают друг с другом настолько тесно, что их достаточно сложно «развести» - например, состояние некоторой напряженности часто появляется н ...