Требования к мыслительным способностям юриста:
- познавательная активность, легкость генерирования идей;
- глубина и широта мышления;
- проностичность и рефлексивность мышления;
- гибкость, подвижность мыслительных процессов;
- самостоятельность мышления.
Способы активизации мыслительной деятельности:
- стимуляция мотивов мыслительной деятельности;
- активное включение в поисковую деятельность;
- вербализация мыслительных процессов в сочетании с упорядочением информации;
- метод проигрывания ролей;
- отсрочка;
- метод группового стимулирования мыслительных процессов.
Эмоционально-волевая сфера
является также чрезвычайно важной, так как оказывает мощное влияние на поведение личности, способствует формированию и совершению противоправных действий, активно участвует во всех следственных и судебных процедурах, формировании феноменов «раскаивания» и «перевоспитания». Нередко эмоциональные состояния и чувства тяжело переживаются, вызывая у людей глубокие нравственные страдания. Иногда это может рождать побудительную силу, толкающую человека к агрессивным формам реагирования, насильственным действиям. Подобные эмоциональные состояния должны учитываться судом и, согласно законодательству (ст. 61 УК РФ), в некоторых случаях рассматриваться в качестве смягчающего наказание обстоятельство.
Эмоция (лат. – волную) – это форма психического отражения окружающего мира в виде кратковременных переживаний человека, выражающих его субъективное отношение к происходящему.
Эмоции отражают личностное оценочное отношение человека к складывающимся или возможным ситуациям, они всегда связаны с удовлетворением или неудовлетворением каких-либо важных для человека потребностей. Выходя из под контроля сознания, эмоции оказывают сильное воздействие на поведение человека, его настроение, мышление, нередко препятствуя осуществлению им своих намерений, выполнению профессиональных обязанностей, влияют на его здоровье.
Чувства
в отличие от эмоций,
являются более емкими, социально и интеллектуально насыщенными проявления психики. Они определяются социальными, нравственными, общественно-историческими условиями, влияющими на формирование личности, и характеризуются большей устойчивостью, глубиной, продолжительностью переживаний. Именно поэтому мы говорим не об эмоциях, а о чувстве долга, патриотизма, сострадания.
Эмоциональные состояния
– это довольно стойкие и сложные, динамические, относительно устойчивые личностные образования. Они формируют настроение человека, определяют его отношение к происходящим явлениям, событиям, людям.
Обрадованный субъект видит мир сквозь «розовые очки», у разгневанного появляются лишь «сердитые мысли».
Велика роль эмоций в развитии межличностных отношений следователя, прокурора, судьи, защитника с различными участниками уголовного, гражданского процесса, в установлении с ними психологического контакта, взаимопонимания. Владение языком чувств и эмоций – профессионально важное умение юриста. Это помогает распознавать эмоциональные проявления, переживания других лиц, выявлять симулятивный характер демонстрируемых ими чувств и эмоций, правильно выбрать наиболее выразительную форму реагирования, демонстрации своего эмоционального отношения к той или иной ситуации. Игнорирование эмоций понижает качество работы юриста.
Материалы по теме:
Вывод
Забота о психологическом здоровье включает в себя внимание к внутреннему миру ребенка, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, способностям и знаниям, его отношению к себе, сверстникам, к окружающему миру, происходящим семе ...
Структура речевого дефекта у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи
Лев Семенович Выготский в своих исследованиях раскрывает сложную структуру аномального развития ребенка, согласно которой «дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а ...
Исследование соотношения академической успеваемости и межличностных
отношений младших школьников
Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные.
Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на резул ...
Главные разделы