Личность в юридической психологии

Страница 12

Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей. За ним всегда стоят потребности, интересы, желания, установки, направленность личности.

В условиях профессиональной деятельности юриста значение внимания особенно велико. Во-первых, оно непосредственно влияет на качество выполнения им своих функциональных обязанностей. Во-вторых, умение следователя, судьи, прокурора правильно определить качественную сторону внимания участников уголовного и гражданского процессов помогает более объективно оценивать их показания.

Выделяют две основные группы факторов внимания:

1. Внешние факторы, определяющие направленность внимания: интенсивность и сила раздражителя (резкий звук, яркий свет, неприятный запах особо привлекают внимание человека).

2. Субъективные факторы: соответствие раздражителей потребностям субъекта и их значимость (чувства, эмоции, интерес).

Характеристика внимания

:

- объем внимания определяется количеством изолированных элементов, одновременно воспринимаемых объектом: для взрослого это примерно 6 элементов. Если между ними есть смысловые связи, то их количество может быть больше;

- концентрированность и распределяемость внимания выражается необходимостью направленности внимания на один объект или вид деятельности, позволяет одновременно совершать несколько действий, следить за несколькими независимыми процессами. В условиях возрастающих нагрузок в работе следователя приходится постоянно держать во внимании несколько дел, и по каждому из них планировать и своевременно проводить следственные действия, укладываясь в установленные законом сроки расследования;

- устойчивость внимания определяется продолжительностью сосредоточенности сознания на каком-либо одном объекте. Хорошо известно, что внимание подвержено периодическим колебаниям – в среднем от 2 до 12 секунд (утомление и адаптация органов чувств). В условиях занятий или предметного общения непроизвольное отвлечение внимания от объекта происходит через 15-20 минут, что необходимо учитывать при ведении допроса, вовремя изменяя доминанты темы беседы;

- переключаемость внимания – важная характеристика для профессиональной юридической деятельности, позволяющая быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке, оперативно перестраиваться по ходу запланированной работы; переключаемость позволяет поддерживать внимание на должном уровне за счет смены видов деятельности: чередование допросов с составлением процессуальных документов, изучение поступивших материалов с приемом посетителей;

- внимательность лежит в основе профессинально значимых свойств личнсоти юриста: любознательности, наблюдательности, высокой работоспособности и творческой активности.

Мышление – это опосредованное отражение в сознании человека существенных свойств, связей и отношений предметов и явлений окружающего мира

. Это наиболее сложный из познавательных процессов, благодаря которому в сознании человека отражаются не только форма, но и сущность тех или иных объектов, их внутренние связи и закономерности развития. Подробно мышление, его функции, структура и этапы описаны в соответствующей психологической литературе, изучите (повторите) самостоятельно.

Многие вопросы, в разрешении которых принимают участие юристы, имеют остроконфликтный характер, что может негативно сказываться на характер их мышления.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Материалы по теме:

Функции индивидных свойств в развитии человека
Прежде всего, следует подчеркнуть, что все свойства индивида входят в структуру личности. Поэтому невозможно составить психологический портрет личности, игнорируя ее индивидные характеристики. Психофизиологические свойства индивида соста ...

Особенности словесно-логической памяти у старших дошкольников
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, который сохраняется, закрепляется, а при необходимости и возможности- воспроизводится. Память лежит в основе способностей человека, является условием н ...

Пограничные формы интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью бо ...