Психология юридического труда

Страница 4

Установлена определенная зависимость профессионального поведения у лиц с различными типами акцентуации характера. Так, для лиц с истероидной и лабильной (неустойчивой) акцентуацией свойственен очень высокий процент расхождения между истинными способностями, с одной стороны, склонностями и интересами – с другой. Этим обусловлены ошибки в выборе профессии у представителей этих типов и вероятность частой смены работы на первых этапах. Лица с гипертимной акцентуацией имеют повышенную вероятность случайного выбора профессии в связи с нестойкостью и разбросанностью увлечений и склонностью ориентироваться на внешнюю привлекательность профессии; для них также повышена вероятность частых смен работы, особенно если деятельность однообразна, требует внимания к мелочам и не дает возможности широкого общения. У этой группы часты конфликты с начальством из-за нарушений режима и недостатка чувства дистанции.

Психастеническая акцентуация снижает вероятность смены работы. Лица этого типа нуждаются в коррекции заниженной прогностической профессиональной самооценки, снижающей адекватность постановки профессиональных целей и задач. В случае неадекватного выбора специальности они испытывают затруднения при реализации решения о смене работы, особенно в условиях повышенной ответственности, что может затруднить дальнейшее профессиональное самоопределение.

Но следует отметить, что профессиональная деятельность может, как способствовать сглаживанию акцентуаций, так и приводить к их усилению в случае нерационального профессионального отбора.

Проблема совершенствования профотбора юристов, особенно оперативных служб, достаточно остро стоит на повестке дня в связи с резким ростом преступности в стране. В специальной литературе подчеркивается, что выбор профессии у сотрудников правоохранительных органов, к сожалению, зачастую определяется высоким уровнем личной агрессивности и возможностью социально-приемлемым путем проявить свои деструктивные тенденции (Мещерякова А.В., Радишевская Я.Б., 2001).

Опыт других стран показывает следующее. Около 20 лет назад при комплектовании подразделений полиции в США использовался следующий минимальный набор критериев профпригодности: гражданство США, минимальный возраст – 21 год, отсутствие административных правонарушений, отсутствие судимости по уголовному преступлению, достойны моральный облик, оконченное среднее образование, хорошее состояние здоровья, положительные результаты собеседования, проводимого начальником подразделения или его представителем.

С тех пор критерии отбора и сама его процедура значительным образом изменились. Первоначально была использована клиническая беседа, проводимая врачами психиатрами, в которой особое внимание уделялось биографическим данным кандидата, где анализировались особенности становления его личности с раннего детства; начиная с 10-лтнего возраста, оценивались его успехи в начальной, средней и высшей школе, характер взаимодействия со сверстниками и родителями, финансовое и материальное положение, особенности протекания военной службы, наличие уголовных или асоциальных проступков, нарушения правил дорожного движения и совершения аварий, характер последнего места работы, уровень его компетенции, межличностные и семейные отношения и т.п.

Со временем для снижения влияния субъективных факторов персонала, проводящего отбор кандидатов, больше внимания стало уделяться стандартизированным психологическим методам и процедурам отбора. «Фокус» отбора сместился с определения психопатологии на определение позитивных черт, которые желательны для эффективной профессиональной деятельности. На практике это означало смещение акцентов от клиницистов (психиатров) к психологам.

Данный подход позволил сформулировать перечень качеств профессионала-оперативника:

1) Мотивация на карьеру в данной структуре

. Такие кандидаты более продуктивны как сотрудники. Наиболее желательны для службы в полиции люди, ориентированные на оказание помощи людям. Но существуют и формы мотивации, которые свойственны наименее успешным сотрудникам: стремление к риску и опасности в профессиональной деятельности, любовь к форме, склонность к регламентации, восприятие службы как способа почувствовать мужественность или освободиться от родительской опеки и т.д.

2) Самооценка (самоуважение и самоутверждение).Способность взять на себя руководство в различных сложных ситуациях. При этом адекватная самооценка – это обязательная психологическая характеристика успешных работников. Она связана с самоуважением и уверенностью в своих силах.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Материалы по теме:

Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста
Современное образование, ориентирующее педагогов на усиление личностного аспекта в развитии дошкольников, активизацию их субъектных отношений в познании себя и окружающего мира, обусловливает необходимость построения воспитательного проце ...

Темперамент и личность
Темперамент является природной основой проявления психологических качеств личности. Однако при любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования и педагогич ...

Этапы развития воображения в онтогенезе
Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. В современной психологии существует большое количество иссле ...