Большое влияние на возникновение у следователя тех или иных интеллектуальных, волевых психических состояний (заинтересованности, деловой, познавательной активности и т.п.), на эффективность его перцептивной, мыслительной деятельности на месте происшествия оказывают межличностные отношения в системе следователь – прокурор. Напоминание следователю перед выездом в обостренно негативной, тем более в грубой форме о его прежних упущениях по службе может лишь усугубить отрицательные эмоции, вызвать у него сомнения в своей профессиональной пригодности и в сочетании с другими факторами (например, с тревожно-мнительными чертами характера) ослабить положительное влияние способностей, знаний, затормозить перцептивные процессы, существенно снизить уровень внимания во время осмотра. Напротив, выражение прокурором убежденности в том, что следователь справится с полученным заданием, проявит знания, раскроет свои творческие способности, демонстрация готовности прийти к нему на помощь будут способствовать повышению у следователя уверенности в своих силах, еще большей сосредоточенности, готовности успешно выполнить поручение. Особенно чувствительны к такому отношению начинающие работать в органах прокуратуры следователи.
Получив сообщение о происшествии, не следует проявлять излишнюю торопливость, создавать обстановку дефицита времени, что способствует нагнетанию состояния психической напряженности. Необходимо успокоиться, подумать, обратится к аналогиям, прошлому положительному опыту.
Находясь в пути к месту происшествия, целесообразно отключиться от всяких посторонних раздражителей, всевозможных мыслей о каких-либо служебных или семейных неприятностях. Следует активизировать состояние деловой активности, желание приступить к осмотру, найти следы преступления. Необходимо акцентировать мысли на положительных моментах своей профессиональной деятельности, своих положительных качествах, которые помогали добиваться успеха.
Когда на место происшествия выезжает оперативная группа, в которой имеется более опытный следователь, обычно являющийся ее руководителем, то неизбежно начинают действовать социально-психологические механизмы ее функционирования: формируется групповое мнение, которое уже весьма трудно оспаривать отдельным членам группы, особенно тем, у кого имеется небольшой опыт работы (феномен группового давления). Это может приводить к конформному, починяемому поведению отдельных членов группы, снижать эффективность совместной поисковой деятельности, препятствовать раскрытию творческих возможностей каждого участника. Поэтому руководителю группы необходимо проявлять должное внимание к мнениям и умозаключениям всех участников осмотра, не делать поспешных выводов, которые поддерживаются членами группы с более высоким статусным рейтингом, а также не навязывать свое мнение молодым сотрудникам, тем более в категорической форме.
Вместе с тем, в целях поддержания высокого уровня делового сотрудничества между членами группы успехи каждого из них следует рассматривать как достижение всей группы, предотвращая возможные конфликты и ненужное соперничество.
Перспективным направлением в работе следователя, особенно по сложным и «запутанным» уголовным делам, видится участие в осмотре места происшествия в качестве специалиста судебного психолога, который сможет оказать необходимую помощь участникам осмотра в дешифровке материальных следов в психологическое содержание преступного поведения правонарушителя, в составлении психологического портрета преступника.
Материалы по теме:
Сюжетно-ролевая игра
В процессе развития игры ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними, ...
Исследование межличностных отношений в современной отечественной психологии
В психологии «отношения» обычно рассматривают в двух ипостасях: во-первых, как «связь, зависимость», а значит — как взаимоотношения, общение (т.е. отношение с .) и, во-вторых, как «мнение, оценка» и, значит, как социальная установка, ценн ...
Интеллектуальные способности одаренных детей
Под умственными, интеллектуальными способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. [40]
В психодиагностике об интеллектуальных с ...
Главные разделы