Психологическая технология допроса

Страница 2

Работа с легендой – следователь внимательно и не перебивая слушает лживый рассказ допрашиваемого, заведомо располагая достоверной информацией. И на высоте увлеченного изложения подробностей своей легенды следователь совершенно неожиданно выкладывает свои доказательства, что повергает допрашиваемого в состояние растерянности. В этот момент (когда он пойман на лжи) он может начать давать правдивые показания. То же самое происходит, когда следователь просит вновь и вновь пересказать заведомо лживую легенду с теми или иными подробностями, что нередко приводит к путанице. После чего сам допрашиваемый начинает в ней сомневаться, и с этого момента наступает благоприятный период для получения (подтверждения) правдивых показаний.

Внезапность

– в процессе ложных следователь внезапно предлагает какое-либо действие, которое, по мнению подозреваемого, не может иметь место. Это либо предложение очной ставки или же предъявление улик, которые, по мнению допрашиваемого, никак не должны быть у следователя. Это мощный эмоциональный прием, по реакции на который следователь может сделать определенные выводы. Иногда перед допросом заранее готовят помещение, где располагают, например, орудия убийства. Увидев свой «инструментарий» подозреваемы теряет самообладание, после чего работать с ним становится неизмеримо проще.

Последовательность

– этот прием противоположен предыдущему, когда во время допроса неспешно и последовательно предъявляются доказательства по методу нарастания их доказательной силы, давая подследственному почувствовать каждый шаг доказательства в отдельности и в целом.

Использование эмоций

– во время проявления тех или иных эмоциональных состояний (вспыльчивость, чувственность, сентиментальность, тщеславие), особенно во время «эмоционального взрыва» обвиняемого может «понести» и он может проговориться или начнет говорить правду.

Инерция

– беседа начинается с отвлеченной темы, устанавливается раппорт, после чего разговор становится постепенно ближе к сути рассматриваемого дела. Активная вовлеченность в посторонний разговор по инерции может привести к получению важной информации, которую допрашиваемый изначально утаивал. Этот метод можно применять многократно во время одного и того же допроса.

Отвлечение внимания

– во время допроса подозреваемый всегда стремиться определить - что уже известно следователю. Это помогает выбрать правильную тактику поведения на допросе. Но опытные следователи обычно умело переводят разговор на малозначимые детали происшествия, что снижает бдительность допрашиваемого и он с меньшей осторожностью относится к информации, которую хотел утаить.

Создание впечатления хорошей осведомленности – следователь блефует, используя небольшую, но правдивую информацию, недомолвки, иронические высказывания, что формирует у допрашиваемого ощущение, что следователь все знает и запираться бесполезно.

Совместная работа с «белыми пятнами» - следователь, располагая определенными фактами, стремиться их расположить в стройной логической последовательности, после чего вместе с подозреваемым пытается достроить недостающие места в их логической цепочке. Эта работа вызывает у допрашиваемого ощущение беспокойства, что формирует желание поскорее от него избавиться, достроить этот навязанный следователем логический ряд, «облегчиться», «снять грех с души».

Скоростной допрос

– давление за счет темпа ведения допроса, который не оставляет времени для раздумий. В такой ситуации у допрашиваемого могут проявиться важные для прояснения обстоятельств дела ошибки и значимые оговорки. Это можно использовать для дальнейшего поиска истины.

Психология допроса свидетелей и потерпевших

имеет свои особенности, и предусматривает наличие подготовительного этапа, где важны:

Страницы: 1 2 3 4

Материалы по теме:

Операции мыслительной деятельности
К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. СРАВНЕНИЕ - мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к к ...

Характеристика коммуникативной культуры преподавателя вуза
Процесс формирования коммуникативной культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение". Наиболее общее определение культуры о ...

Проблема развития коммуникативной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития
Одной из наиболее актуальных и важных проблем специальной психологии и педагогики является проблема воспитания и обучения детей с задержкой психического развития. Проблема ЗПР является важной не только для дефектологии, но и для общей пед ...