По закону допрос начинается с предложения свидетелю или потерпевшему рассказать все известное об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван по делу. После чего допрашиваемому лицу задают вопросы.
Весь процесс допроса включает в себя как минимум четыре этапа:
- установление психологического контакта с допрашиваемым;
- свободный рассказ допрашиваемого;
- постановка уточняющих вопросов;
- ознакомление с протоколом и магнитной записью показании.
Поэтому не рекомендуется прерывать свободное течение рассказа репликами и вопросами, чтобы не помешать последовательности изложения.
Вопросы, которые задаются в процессе допроса можно разделить на:
- дополняющие
– задаются с целью устранения определенных пробелов в даваемых показаниях;
- уточняющие
– помогают детализировать, конкретизировать показания;
- напоминающие
– направлены на оживление памяти, на возникновение тех или иных ассоциаций;
- контрольные
– задаются с целью проверки достоверности полученных в процессе допроса сведений;
- изобличающие
– преследуют цель отсечь попытку давать ложные показания.
Кроме этого в следственной практике применяется так называемый повторный допрос по ограниченному кругу обстоятельств. Смысл этого мероприятия в том, что при повторной даче показаний допрашиваемый может вспомнить забытые обстоятельства. Объясняется это психологическим механизмом реминисценции
, под которым понимается усиление в памяти новых смысловых связей при отсроченном воспроизведении.
Приемы по «оживлению» ассоциативных связей могут быть использованы и в тех случаях, когда свидетель или потерпевший дает неверные показания, добросовестно заблуждаясь и искренне полагая, что говорит правду.
В случаях, когда не удается установить раппорт с допрашиваемым по причине его нежелания давать показания (установочное поведение), необходимо убедить его в неправильности выбранной позиции либо подбросить мысль о том, что его соучастники уже дали соответствующие показания. Иногда срабатывает прием использования противоречий между интересами соучастников.
Ложные показания обвиняемых связаны с желанием избежать ответственности, понести наказание за преступление. Встречаются и оговоры других соучастников или наоборот смягчить их вину по причине корпоративной солидарности, круговой поруки. Нередки оговоры и по причине нездоровой психики или из желания скрыть неблаговидные поступки близкого человека.
Надо сказать, что ложные показания могут давать не только подозреваемые, но и свидетели и потерпевшие (страх, нежелание испортить отношения или просто проходить по делу).
В следственной практике существует много приемов изобличения во лжи и оказания на подозреваемого правомерного психологического давления. Вот некоторые из них:
Убеждение
– обращение к здравому смыслу допрашиваемого, объяснение ему пагубных последствий лжи и благоприятных при содействии расследования.
Использование чувства значимости
– идет аппеляция к самоуважению, собственной значимости, к честности и порядочности, к заслугам в прошлом, авторитету, личному и социальному статусу, что позволяет убедить допрашиваемого быть откровенным и правдивым. Даже обращение по имени и отчеству способно кардинально поменять атмосферу допроса.
Пресечение лжи
– применяется в тех случаях, когда нет необходимости давать возможность допрашиваемому продолжать высказывать заведомо ложную информацию. В этих случаях ложь пресекается на корню путем предъявления доказательств или опровержений.
Помощь в выборе
– применяется в случаях, когда у допрашиваемых идет борьба мотивов, когда он находится в состоянии выбора между правдой и ложью. В этом случае следователь с помощью дозированного информационного воздействия пытается подтолкнуть допрашиваемого к тому, чтобы тот стал говорить правду. Эта информация должна содержать нечто, обеспечивающее победу позитивных моментов. После чего целесообразно сделать перерыв в допросе, который будет способствовать появлению у допрашиваемого мотивов говорить правду.
Материалы по теме:
История вопроса
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную ...
Пограничные формы
интеллектуальной недостаточности – задержка психического развития
В отечественной литературе распространены термины «задержка психического развития» (ЗПР), «задержка темпа психического развития» (ЗПР встречается у 5–11% младших школьников) [37]. Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью бо ...
Особенности развития представлений об эмоциях у детей младшего школьного
возраста с задержкой психического развития
Большую часть контингента детей с трудностями в обучении составляет группа, которую определяют как «дети с задержкой психического развития». Это многочисленная группа, составляющая около 50% среди неуспевающих младших школьников.
Понятие ...
Главные разделы