Угнетенное состояние усиливается если оно имелось у осужденного и ранее. Оно является следствием неверия в свои силы, неверия в возможность снова обрести нормальную жизнь. Оно усиливается от сознания своей вины перед обществом, семьей. Обычно эти осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют трудовую норму и все требования воспитателя. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию. Для этого необходимо выяснить и ликвидировать причины угнетенности, создавать условия для переключения целенаправленного внимания на другие процессы и объекты. Должна возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным осужденным последствий совершенного им преступления, на его самовоспитание.
Основное и типичное психологическое состояние для большинства осужденных – это тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что выражается в отрешенности и оцепенении. Под влиянием тоски и угнетенного состояния, способствующих накоплению отрицательных эмоций, вторично может развиться раздражительность и повышенная возбудимость, которые могут также проявиться в аффектах и эмоциональных взрывах. У всех без исключения заключенных наблюдается состояние фрустрации, которая может способствовать переходу в агрессию.
Те или иные изменения в психическом состоянии осужденных связаны с определенными периодами нахождения в местах лишения свободы. Большинство авторов выделяют четыре основных периода:
1. Период адаптации, привыкания к новым условиям жизни
, который длится от 3-4 месяцев и больше. Это наиболее сложный и психологически тяжелый период. Подробнее на его рассмотрении мы остановимся ниже.
2. Период появления, развития интересов в новых условиях жизни.
Этот период связан с появлением и развитием положительных эмоций и состояний, вызывающих у осужденных повышенную психическую активность. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самыми различными: создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужденных, выполняемая работа, культурный досуг, учеба, свидания с родственниками и т.д. Появление нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей способствует изменению психологии осужденного.
3. Период сочетания внешнего воздействия с самовоспитанием.
Он характеризуется появлением целей в жизни, выработкой путей их достижения. Здесь в наибольшей степени проявляются раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремлением возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна переоценка ценностных характеристик в жизни, а часто и мировоззрения.
Материалы по теме:
Влияние социальных
норм на взаимодействие в группе
Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельз ...
Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с
задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей.
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ...
Психологические трудности
в деятельности и общении школьников при переходе из начальной школы в среднюю
Несмотря на большую научную и практическую значимость, проблема психологической адаптации младших школьников к обучению в основной школе остается еще малоизученной. Общепризнанно, адаптация понимается как процесс приспособления человека к ...
Главные разделы