Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка

Материалы » Психологические особенности воспитания и обучения слепого ребенка в семье » Некоторые стратегии воспитания и обучения слепого ребенка

Страница 1

Одной из основных форм общения с маленьким ребенком, имеющим тяжелые дефекты зрения, является тесный физический контакт. Следует чаще брать малыша на руки, его ручками ощупывать части тела у него самого и у взрослого, тут же называть их, учить его различать отдельные игрушки и предметы обихода на ощупь, одновременно называя их и объясняя их назначение. Важно научить ребенка различать голоса, шаги, прикосновения близких для него людей, развивать у него эмоциональные привязанности. Особое значение имеет развитие моторики, ручных игровых действий со звучащими игрушками с использованием специальных приемов воспитания слепых детей раннего возраста.

Родителям необходимо набраться терпения и не спешить.

Не следует стараться научить ребенка всему сразу, лучше двигаться шажками, поднимаясь по маленьким ступенькам.

При обучении необходимо опираться на сохранные органы чувств, остаточное зрение, включать речь. Объяснять надо все детально и научить ребенка сопровождать свои действия речью.

Начиная обучать действию, можно использовать следующие приемы:

• руки ребенка лежат в руках мамы, производящих пассивные действия;

• мама берет руки ребенка в свои и производит действия вместе с ним — совместные действия;

• ребенок сам производит действия, мама помогает при затруднении. При обучении ребенка приемам пассивных и совместных действий лучше находиться позади ребенка на одном с ним уровне.

Помощь должна быть дозированной. Нельзя лишать ребенка инициативы и возможности получить радость от сознания, что он сделал что-то сам.

Обучение слепых детей несовместимо со спешкой, раздражением.

И ребенок, и взрослый должны быть в хорошем настроении.

Занятия должны быть интересными, увлекательными.

Следует как можно чаще поощрять ребенка словесно и тактильно. Это поможет ему обрести уверенность в себе.

Старайтесь не менять часто обстановку, особенно в комнате ребенка, пока у него не выработались двигательные стереотипы ориентировки в данном помещении. Это поможет ему преодолеть боязнь пространства.

Помогайте ребенку налаживать контакты с окружающими, стараясь преодолеть крайности его поведения: повышенную стеснительность либо назойливость ребенка.

Характерными особенностями психомоторики детей с дефектами зрения являются: недостаточная двигательная активность, медлительность, которые выражаются в раскачивании, надавливания на глазные яблоки.

Задержка развития моторики и пространственных представлений способствует замедленному формированию навыков самообслуживания. Этому способствует также воспитание ребенка в условиях гиперопеки. Особенностями психической деятельности являются: вязкость, обстоятельность, склонность к детализации, инертность психических процессов, замедленность и повышенная истощаемость. В то же время отмечается высокий уровень развития вербальной памяти и неплохая «врабатываемость», что имеет большое значение для компенсации нарушенных функций зрения в процессе обучения. Так же как и у других детей с сенсорными нарушениями, у слепых и слабовидящих детей наблюдается своеобразный парциальный инфантилизм: повышенная зависимость от матери, боязнь всего нового, склонность к одиночеству, при поступлении в школу могут возникнуть неврозы адаптации. В структуре интеллектуальной недостаточности у детей с дефектами зрения преобладает недостаточность тех функций, в развитии которых ведущая роль принадлежит ощущениям и представлениям, связанным со зрительным анализатором.

Особенностями психического состояния детей с нарушениями зрения чаще всего являются пассивность и слабая адаптация к окружающей среде, несформиро-ванность компенсаторных процессов, неуверенность и отсутствие своих позиций по отношению к окружающему. У многих детей имеет место повышенная эмоциональная лабильность, внушаемость. Тот же эффект создают и неблагоприятные условия развития детей в раннем возрасте. Известно, что созревание эмоциональной сферы способствует развитию сдержанности, регулированного поведения. Для развития эмоциональной сферы важное значение имеет формирование регуля-торной функции речи, связанной с созреванием ЦНС.

Страницы: 1 2

Материалы по теме:

Аддикция отношений
В чистом виде характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают «группу по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием встречаются, ходят друг к другу в гости, где проводят много вр ...

Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов
Выпускник школы, как и всякий человек, обладает определенным жизненным опытом, который по А.К. Осницкому складывается из пяти компонентов: 1) Ценностный опыт: интересы, идеалы, убеждения, нравственно- этические нормы и предпочтения. Этот ...

Основные положения рационально-эмотивной терапии
Основные положения. Создатель метода рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис(р. в 1913 г.) начинал как ортодоксальный психоаналитик, затем обучался под руководством К. Хорни. В 1950-е гг. А. Эллис сформулировал ряд положений, ко ...