Большинство исследователей подтверждают существенную значимость опыта эмоционально-ценностного отношения к своей деятельности и того, что подобное отношение развивает и стимулирует социальную активность, содействует активному формированию самой личности.
Так в теории В.Н. Мясищева категория «отношение» определяется как избирательная, осознанная связь человека со значимым для него объектом, потенциал психической реакции личности с процессом действительности. Это фиксированная направленность человека к чему-либо как своеобразная оценка, с развитием которой меняется внутреннее отношение [62, с. 11]. По мнению А.А. Бодалева, личность соткана из отношений, представляющих психологическое образование, в котором аккумулируются и интегрируются результаты познания, переживания, поведенческие отклики [14, с. 49].
Осознание своих отношений к окружающему миру рождает соответствующие чувства и эмоции, которые стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности [46, с. 220]. Отношение к людям в деятельности – это субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой, которая включает отношения социальных общностей, деятельности, взаимосвязи между людьми, внутриличностные отношения [28, с. 267]. По словам М.М. Абдуллаевой психические отношения в социальных профессиях зависят от внутренних условий, поэтому являются личностными, и от общественных отношений, поскольку порождаются внешними условиями [1, с. 43]. Д.Я. Райгородский считал, что отношения – это «ткань человеческой жизни». Осознание объективной реальности начинается там, где появляется образ. Я-образы складываются в условиях взаимодействия человека с другими людьми и различаются по своему характеру и роли, которые выражаются в представлении [79, с. 32–34].
Исходя из этого положения, существенным является раскрытие таких понятий и составляющих психологического портрета, как эмпатия и самоактуализация личности врача. Рассмотрим подробнее основные концептуальные точки зрения на данные составляющие.
Итак, наше внимание к феномену эмпатии продиктовано, в первую очередь, интересами профессиональной значимости данного понятия по отношению к личности врача.
Различные школы и направления могут дискутировать о соотношении этого феномена в профессиональной деятельности врача, о том, является ли эмпатия «агентом исцеления» или просто средством установления доверительных отношений, но важность этого процесса в работе медицинского работника сомнению не подвергается [19, с. 112 – 114].
Анализ особенностей развития представлений об эмпатии в психологии обнаруживает неоднозначность взглядов, прежде всего, на природу и суть этого процесса, который определяется то, как эмоциональный компонент личности – «способность человека эмоционально отзываться на переживания других людей», то, как когнитивный – «структурирование мира по образцу другого», то, как целостный – «проникновение во внутренний мир другого человека, будь то его эмоциональное переживание, личностные качества, потребности, стремления или оценочные суждения». Т.е. наиболее спорным является вопрос о роли аффективных явлений в исследуемом феномене. Согласие авторов более или менее достигается лишь в одном аспекте: эмпатия – это понимание состояния другого. И здесь единство психологов подтверждается единством основного философского фокуса видения проблемы [50, с. 87 – 89].
Это свидетельствует, на наш взгляд, о приоритете целевой или функциональной спецификации феномена эмпатии.
Говоря о роли эмоций в акте эмпатии, выделяют два аспекта:
- эмпатия как реакция на эмоции другого;
- эмпатия как эмоциональная реакция на другого.
Первый практически не вызывает разногласий, хотя и нуждается в уточнениях. Так, по мнению Е.Я. Басина эмоции наиболее явно презентируют нам состояние другого человека. С другой стороны, проникновение во внутренний мир другого гораздо шире реакции на эмоции. По его словам эмпатия – это особый психический акт, целостное образование когнитивных, эмоциональных и моторных компонентов, которое включено в качестве особой формы в социальное взаимодействие. При этом при возникновении эмпатии как личностного свойства, как правило, отмечается сопереживание, сочувствие, эмоциональное заражение, собственный эмоциональный дискомфорт, чувства симпатии, жалости и т.д., когнитивные умозаключения, децентрация, когнитивная реконструкция, кинестетическая имитация, моторное подражание и т.д. В качестве механизмов эмпатии рассматриваются чаще всего заражение, проекция, интроекция, идентификация и децентрацияю [9, с. 124 – 125].
Материалы по теме:
Особенности развития наглядно-образного мышления у детей с ЗПР
Мышление – процесс познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Первые мыслительные процессы возникают у ребенка в результате познания свойств и отношений окружающих его ...
Определение памяти и её физиологический механизм
Говоря о человеке и о человечестве, мы всегда говорим о таких понятиях, как "память", "воспоминания". Человек всегда стремился к развитию, к прогрессу, к новым знаниям, а память – это абсолютно необходимое условие для ...
Виды внимания
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание скла ...
Главные разделы