Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Материалы » Психологический портрет врача » Эмоционально-ценностные составляющие и его влияние на личности врача

Страница 2

А. Курпатов и А.Н. Алехин указывает на феноменологический опыт эмпатии, как для испытавшего его по отношению к себе, так и для испытывающего ее к другому необходим, и конструируется взаимно [50, с. 206].

В исследованиях И.М. Юсупова было показано, что именно эмпатия в профессиях системы «человек-человек» рассматривается как:

- фактор формирования мотивации, обусловившей выбор профессии;

- фактор успешности профессиональной деятельности, обеспечивающий адекватность социальной перцепции и успешность совладения в ситуациях, провоцирующих эмоциональное сгорание [101, с. 37].

С другой стороны, во многих исследованиях эмпатия понимается как свойство личности, личностная и профессиональная установка, говорится об эмпатийном потенциале противопоставляющая различным жизненным трудным ситуациям [50, с. 94].

Следующей наиболее значимой характеристикой психологического портрета врача в нашем исследовании является такое понятие, как самоактуализация. В связи с этим, рассмотрим основные положение данной составляющей.

По мнению Е.П. Ильина понятие «человек» не существует без понятия «деятельность». Пока в теле человека присутствует жизнь, она непременно будет осуществлять себя во вне через деятельность, что подтверждается большим количеством исследований связи личности с производимой ею деятельностью согласно которому между субъектом и его деятельностью происходит взаимовлияние [34, с. 232].

Деятельность можно классифицировать по разным признакам. Главным из них является качественное своеобразие деятельности и среди многообразных видов социальной внешней деятельности личности, профессиональная занимает особое место. Именно профессиональная деятельность образует основную форму активности субъекта, ей посвящена значительная часть жизни человека. Для большинства людей именно этот вид деятельности предоставляет возможность удовлетворить всю гамму их потребностей, раскрыть свои способности, утвердить себя как личность, достигнуть определённого социального статуса [33, с. 182].

По словам Е.П. Ермолаева профессиональная деятельность, заполняя более 2/3 сознательной жизни человека, тем самым определяет её сущность как основы развития самой личности. Богатство внутренней структуры человека во многом зависит от его деятельности, а профессия составляет основную, наиболее существенную, целенаправленную её часть. Трудовая деятельность направленная не только на предмет труда, но и на социальную среду и на самоё себя, которая характеризуется в основном тем, что в процессе деятельности происходит идентификация и усвоение ценностей, которые обеспечивают самосовершенствование личности, как в личном, так и в профессиональном плане. Механизм этого процесса выступает в качестве своеобразного транслятора ценностей [27, с. 72].

Основополагающим принципом деятельностного подхода можно назвать принцип развития, а говоря о развитии личности, мы непременно обращаемся к понятию «самоактуализация», предложенному зарубежными психологами.

По утверждениям И.С. Кона самоактуализация включает в себя реализацию человеком своих способностей наряду с реализацией личностного потенциала. Эта категория подразумевает в себе непрерывное движение в направлении профессионального и личностного роста. Под профессиональным ростом здесь подразумевается приобретение новых знаний, умений, навыков благодаря расширению числа ситуаций, в которых они оказываются востребованными и эта сторона имеет в большей степени рациональное выражение ценностно-личностном смысле [47, с. 123].

Косарев И.И. и Т.Л. Бухарина в своей книге описывают влияние самоактуализации в медицинских профессиях, по их мнению, именно когда имеет быть место личностному росту, личность приближается к пониманию и осуществлению смысла собственной жизни. Через помощь другому человеку, через приобретение личностного опыта, включающего в себя самопознание и присвоение в большей степени общечеловеческих ценностей, таких как открытость, доверие, принятие, свобода, естественность, демократичность, сопричастность происходит самоидентификация себя как врача. Эта категория имеет иное качество, в большей степени основанное на чувственном восприятии [46, с. 15].

Страницы: 1 2 3

Материалы по теме:

Историческое преобразование определений предмета психология
Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин: 1. Это наука о самом сложном, что пока известно человечеству - о психике как свойстве высокоорганизованной материи мозга. 2. В психологии как бы ...

Произвольное и непроизвольное внимание
Со стороны качественной эмпирическая психология характеризовала внимание как непроизвольное и произвольное. Первым типом внимания обычно считали такие акты, которые возникали в ответ на какие-нибудь внешние раздражения, привлекающие нас с ...

Наблюдения и условия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется ...