Например, «4, 1, 8…»
«3, 2, 8, 5…» ит. д.
Вариант 2. Ребенку называют слова и просят воспроизвести (от 5 до 10 слов).
Слова могут быть объединены тематически или по смыслу, а могут быть подобраны произвольно.
Вариант 3. Ребенку называют числа в произвольном порядке, просят воспроизвести в обратном порядке.
Например, «6, 1,8» – ребенок воспроизводит: «8, 1, 6».
«8, 3,4, 6, 9» – «9, 6, 4, 3,8».
Подобная работа может проводиться и со словами.
При выполнении всех вариантов данного задания формируется слуховая и кратковременная память, расширяется объем памяти, способность удерживать инструкцию в процессе деятельности.
«Цепочка действий»
Ребенку предлагается цепочка действий, которые необходимо выполнить последовательно. Например: «Подойди к шкафу, возьми книгу для чтения, отнеси ее учителю в соседний класс и попроси, чтобы через урок ее нам вернули».
Эти и аналогичные задания направлены, прежде всего, на развитие способности удерживать в памяти заданные инструкции. Подобную работу следует проводить в различных вариантах регулярно, так как часто причиной невыполнения учебных заданий является «потеря» условия задачи, неспособность удерживать в памяти заданные действия. Эти задания формируют также сосредоточенность, концентрацию и переключение внимания, навык самоконтроля. [4]
При выполнении данных заданий формируется способность ребенка к установлению логических связей в процессе запоминания, проводится обучение использованию приемов запоминания, развивается способность использовать эти приемы при воспроизведении.
Формируя память детей, необходимо помнить о том, что главная цель этой работы – осмысление ребенком запоминаемого материала. Рекомендуется чаще использовать приемы классификации слов или изображений предметов при запоминании; при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова, подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т.п. [3].
Некоторые группы упражнений направлены не только для развития памяти, но и для развития других умственных способностей, а также для развития речи, мышления, внимания.
Например, в книги С.Д. Забрамной и Ю.А. Костенкова представлены развивающие упражнения и игры для развития памяти. «Игра в слова» Вариант 1: Внимание! Сокол, сито, сосна, старик, сарай, Снегурочка.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Примечание. При решении этой задачи не надо требовать от ребенка сразу же правильного ответа. Не старайтесь подсказывать. Пусть ребенок подумает, сравнит слова, почувствует слово.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква С, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы С.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их!
Вариант 2: Облако, окно, огород, орех, окунь, осень, огонь.
Задание 1. Назови слова, которые ты запомнил.
Задание 2. Как ты думаешь, есть что-нибудь общее у этих слов? Чем похожи эти слова.
Задание 3. Если ты знаешь, как пишется буква О, то напиши ее.
Задание 4. Придумай слова, которые начинаются с буквы О.
Задание 5. Можешь ли ты вспомнить те слова, которые я просил тебя запомнить.
Повтори их! [8].
Таким образом, память умственно отсталых учащихся можно развивать различными упражнениями и играми. Игры и упражнения нужно подбирать так, чтобы учащимся было интересно выполнять предложенные задания. Игры, упражнения – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С их помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребенка, т.е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Учащийся может приобретать новые знания, умения и навыки, развивать свои способности. Так же игры формируют у ребенка с нарушением интеллекта умение анализировать предметы, умение сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. Если использовать упражнения для развития памяти на протяжении длительного времени, то память у детей будет развиваться или оставаться на том уровне, на котором была первоначально.
Материалы по теме:
Психология мира как новое направление психологической науки 21в
Завершение XX столетия, в котором ежегодно велось по 15 - 25 войн, не привело к снижению актуальности проблемы сохранения мира. Анализ психологической литературы показывает, что по сравнению с 1980-ми гг., исследования 1990-х и 2000-х гг. ...
Основные виды трудностей, испытываемых первоклассниками
Наиболее часто наблюдается три типа трудностей
. Первый из них связан с особенностями нового школьного режима (надо вовремя проснуться, нельзя пропускать занятия, на всех уроках требуется сидеть спокойно, домашние задания необходимо выпол ...
Представления о свободе в различных философских системах
В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древней философии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе, за ...
Главные разделы