Одна и та же потребность в сознании различных людей оценивается по разному. В зависимости от того, какое значение придает ей конкретный человек, она либо становится побудительной силой (мотивом), либо постепенно утрачивает свое актуальное значение. Поэтому в понимании этого процесса и кроется секрет «загадочных» мотивов преступления, который предусматривает выявление интересов и потребностей, удовлетворяемых с помощью преступления, круга лиц, причастных к его совершению, что обоснованно формирует версии о подозреваемых.
Преступник всегда старается скрыть свои истинные потребности и их личностный смысл
. Он не заинтересован раскрывать их низменный характер даже тогда, когда личность его известна следственным органам. Это – своеобразная психологическая защита, которая предусматривает перенос ответственности за происшествие на потерпевшего, приписывание себе благородных мотивов, якобы, стремление к справедливости.
Так, при изучении группы расхитителей (корыстные преступления), были получены данные, свидетельствующие о том, что они высоко оценивали себя по таким качествам как «бескорыстность» и «щедрость». А хулиганы и убийцы (насильственные преступления) характеризовали себя как «вежливые», «предупредительные», «доброжелательные» люди. Подобные самооценки, прикрывающие низменные мотивы, были установлены и других группах преступников, которые считали себя «борцами за справедливость».
На процесс преобразования потребности в мотив преступного поведения, помимо личностного смысла, серьезное влияние оказывает конкретная жизненная ситуация
, которая способна преобразовать потребность в мощный, побуждающий фактор. Поэтому в процессе образования мотива формируется своеобразный треугольник: потребность – личностный смысл - ситуация, в котором происходит «ситуативное развитие мотивации».
Ситуация перед совершением преступления
– это обычно ситуация морального выбора, где объективные обстоятельства и личное решение взаимообусловлены. Для человека, имеющего высокие нравственные установки, факт отсутствия постоянного контроля практически не имеет значения. Субъект с антиобщественной направленностью может явиться важным составным элементом криминогенной ситуации. Но каждый человек включается в ту жизненную (или формирует ее сам), которая более всего соответствует структуре и направленности его личности. В противном случае от исключает себя из неблагоприятно складывающейся для него ситуации, чтобы не оказаться в сфере ее воздействия.
Кроме этого, влияние на формирование мотивов противоправного поведения оказывает искаженное восприятие и недооценка правонарушителем конкретной жизненной ситуации в качестве криминогенной.
Весьма важное место в процессе формирования преступных мотивов имеют психологические механизмы целеобразования. Цель действий по сравнению с мотивом всегда предметна, более обнажена и осязаема. Она кумулирует в сознании человека и его потребности, и его стремления, и его интересы, и сами мотивы смещаются на цель деятельности.
2 этап преступного поведения– реализации решения
: совершаются противоправные действия, наступает противоправный результат, который может и не совпадать с ранее намеченной целью. В подобной ситуации встречаются следующие варианты:
- цель оказалась «недовыполненной»:
результат полностью или частично не достигнут в силу объективных или субъективных факторов;
- цель оказалась «перевыполненной»:
достигнутый результат в ходе совершения преступных действий превзошел ранее поставленную цель (например, в результате разбойного нападения наступила смерть потерпевшего от полученных телесных повреждений). Т.е. имел место первоначально не запланированный результат, который в ходе совершения преступления виновный мог или должен был предвидеть, но не сумел внести коррективы в свои действия, отказаться от ранее задуманного замысла, будучи в состоянии избыточной психической напряженности либо просто из-за рассогласованности совместных действий (в случае группового преступления).
Материалы по теме:
Аспекты духовно-нравственного
развития личности в юности
Структурное многообразие, то есть системность, является способом существования любого вида материи, в том числе и духовной. Под структурой понимается совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая орган ...
Процессы памяти
Сохранение в памяти какой-то информации включает три процесса. Первый из них - это запоминание и кодирование, в ходе которого выделяется та информация, которая будет храниться. Второй - это собственно хранение информации и ее связывание с ...
Онтогенез психического развития ребёнка
Современная психология четко различает несколько основных этапов онтогенетического развития. Остановимся кратко на каждом их этих этапов, попытаюсь показать, какой основной формой жизнедеятельности характеризуется каждый из них и к каким ...
Главные разделы