Как бы хороши, понятны и красочны ни были рассказы, которые взрослые читают детям, как бы горячо, искренне воспитатель ни выражал свое оценочное отношение к хорошим и плохим поступкам отдельных персонажей, самое существенное в формировании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках и действиях детей.
3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями. Мощным фактором развития гуманных чувств является сюжетно – ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание, когда переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально – выраженного содержания, они учатся разделять переживания других.
4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, группой комнаты) развивается эмоциональное единство группы дошкольников. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
Начиная с работ Л.С. Выготского, - утвердилось мнение о многоуровности эмоций как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций. В частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства.
Для детей младенческого возраста характерными являются:
· примитивные эмоции, вызываемые удовлетворением или неудовлетворением витальных потребностей;
· основным средством общения в довербальный период для ребенка являются выразительные эмоциональные реакции;
· способность к дифференциации эмоций у ребенка развиваются в ходе ситуативно – личностного общения со взрослым;
· расширение источников информации способствует развитию познавательной активности, находящей выражение в переживании радости от собственных действий и развитию чувства удивления;
· закладываются основы высших чувств – любви и симпатии к близким взрослым, в основе которых лежит подражание.
Для детей раннего возраста характерно то, что:
· эмоции также неустойчивы и изменчивы, как и в младенческом возрасте;
· эмоции являются мотивами поведения ребенка, что объясняется их импульсивностью;
· более интенсивно начинают развиваться интеллектуальные, эстетические и нравственные эмоции, особое место среди высших эмоций в этот период занимают чувство гордости, симпатия, сочувствие и чувство стыда;
· особое условно – эмоциональное значение приобретает слово, которое становится средством оценивания тех или иных качеств и поступков.
Ключевым моментом эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста является:
· освоение социальных форм выражения эмоций;
· формирование чувства долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
· благодаря речевому развитию чувства становятся осознанными;
· эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут: положительными, отрицательными, неопределенные (ориентировочными). Кроме того, у детей бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Если потребность удовлетворяется или есть надежда на ее удовлетворение, то возникают положительные эмоциональные переживания. Если что-либо препятствует удовлетворению потребностей или осознается невозможность ее удовлетворения, то складывается отрицательное эмоциональное отношение к препятствующим факторам.
Материалы по теме:
Негативные последствия застенчивости
Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.
1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) ...
Типы высшей нервной деятельности
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно ...
Понятие агрессии и агрессивного поведения в психологии
Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным.
Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучен ...
Главные разделы