Таким образом, являясь продуктом человеческой деятельности, культура существует во всех ее сферах. Коммуникативная деятельность педагога требует определения критерия ее качества. Это является одной из функций коммуникативной культуры. Коммуникативная культура личности определяется как система знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, и умение органично, естественно и непринужденно реализовывать их в деловом и эмоциональном общении. При этом коммуникативная культура обладает общими признаками культуры, отражая специфический характер коммуникации.
Исторический характер явлений коммуникативной культуры выражается в том, что способы и формы общения вырабатывались в ходе общественного развития. Они закреплены в обычаях, традициях, нравах. Это явилось своеобразным достижением человеческой культуры, одной из форм "очеловечивания" человека, облагораживание его природных инстинктов, страстей и аффектов.
Ценностный характер коммуникативной культуры выражается в том, что в качестве базовых понятий здесь выступают гуманистические ценности.
Гуманистической направленностью отличаются исследования известного английского ученого, педагога и психолога Р. Бернса. Основной целью воспитания он считает формирование самосознания и собственной позиции личности, овладение знаниями, опытом. Он убежден в том, что человек, которому общество доверило воспитание молодого поколения, должен обладать высокой педагогической культурой, быть профессионалом, гуманистом. Поэтому главнейшим условием успешной работы педагога должно стать признание ценности каждого человека, важности человеческих взаимоотношений в процессе воспитания. На материале конкретных исследований Р. Бернс показал, что преподаватели, обладающие позитивной самооценкой, уверенностью в себе, в своих способностях, легко вступают в общение со студентами и поэтому более эффективно решают педагогические задачи [87].
Качественная оценка коммуникации определяет степень значимости для субъекта общения ценностей коммуникативной культуры. При этом само общение должно явиться для субъекта ценностью.
Нормативный характер коммуникативной культуры проявляется в том, что в коммуникативном поведении субъект ориентируется на нравственные нормы. Нормативность пронизывает все сферы общения, начиная с использования знаковых систем (норм речи, жестов, мимики) и кончая самыми сложными нравственными и политическими формами взаимоотношений. Нормативы, действующие в процессе общения, затрагивают каналы коммуникации, использование коммуникативных средств, передачу информации индивидом индивиду.
Информационный аспект коммуникативной культуры позволяет рассмотреть содержание социально значимой информации, которая обеспечивает стабильность общества как системы и способствует взаимопониманию и взаимодействию людей в процессе общения. Коммуникативная культура основана на умении ориентироваться в информационной структуре общения. При этом существенное значение имеет социально - психологическая информация, которая передается и при помощи языка этикета, использующего стандарты общения, коды, знаки, символы.
Существенное значение имеет и понимание коммуникативной культуры как средства и условия воспитания и формирования личности. Оно основано на признании адаптационных возможностей коммуникативной культуры, которые помогают субъекту общения действовать в соответствии с культурными стандартами значимого окружения. Адаптация протекает таким образом, что в процессе социального развития личности она не только овладевает определенными языками, но и сознательно меняет их, включаясь в соответствующее поведение. Неразличение или незнание этих языков приводит к тому, что человека называют "невоспитанным" (т.е. не овладел языком социума), "некультурным" (т.е. не овладел специальными языками).
Процесс воспитания в широком смысле может пониматься как приспособление ребенка к культуре данного общества. Этим и определяется развивающая функция культуры для личности. Она заключается в освоении действительности в ее культурном значении. При этом средством "социального наследования" выступает общение. Э.С. Маркарян считает, что адаптивная функция культуры является генеральной, предпосылочной и интегрированной для всех ее остальных функций [149].
Материалы по теме:
Понятие страха в современной детской психологии
Известный физиолог И.П. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождае ...
Психология присяжных заседателей
С 1993 г. в девяти регионах России действует суд присяжных. Специфика уголовного процесса с участием присяжных заседателей регламентирована разделом X УПК РСФСР. Сложившаяся судебная практика уже достаточна для анализа, однако психологиче ...
История вопроса
Технические средства стимуляции, регистрации и обработки психодиагностической информации всегда имели большое значение для повышения эффективности разработки и использования экспериментальных психодиагностических методик. В докомпьютерную ...
Главные разделы