Исходным положением здесь является следующее:
• коммуникативная деятельность имеет такое же значение, как и другие виды профессиональной деятельности преподавателя;
• ввиду ее особой функции выступать средством и условием педагогической деятельности; педагогу необходимо уметь ее профессионально осуществлять, что предполагает наличие специальных знаний и умений;
• критерием качества коммуникативной деятельности педагога и его профессиональной компетентности служит и коммуникативная культура;
• ее поведенческим показателем служит: использование этикета в общении, вежливость и тактичность как качества личности;
• коммуникативная культура предполагает высокую степень осознанного участия в общении, ориентацию на гуманистические ценности, системы языковых норм, развитые умения и навыки коммуникации;
• высокая степень коммуникативной культуры педагога является профессиональным требованием педагогической профессии.
Поэтапная организация подготовки предполагает постановку целей на каждом этапе подготовки. В формировании коммуникативной культуры студентов закономерно выделить следующих три этапа.
I этап (подготовительный). Его основной целью является формирование ценностного отношения к общению и его культурным формам. Он осуществляется в рамках преподавания цикла психолого-педагогических дисциплин. Основным методом является введение значимой информации об общении в содержание традиционных предметов психолого-педагогического цикла.
II этап (теоретическая подготовка). Основной целью является формирование системы знаний об общении, коммуникативной деятельности и коммуникативной культуре, что может быть достигнуто путем введения отдельных тем в традиционные курсы, разработки специальных, вариативных и факультативных курсов. Наиболее перспективным представляется выделение "куста" дисциплин, обеспечивающих интенсивную коммуникативную подготовку студентов, например, "Методика воспитательной работы", "Основы педагогического мастерства", "Культура речи", "Основы коммуникативной культуры" и другие. Основными формами являются лекционные, семинарские, практические и лабораторные занятия. Среди внеаудиторных форм - самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя по подготовке сообщений и написанию рефератов и курсовых работ.
III этап (практическая подготовка). Основной целью является развитие и закрепление навыков коммуникации на специально организованной профессионально-педагогической практике. Во время этой практики основное внимание уделяется коммуникативной деятельности педагога. Используются практические методы: наблюдение и анализ коммуникативной деятельности, упражнения и тренинги, инструктаж, организация коммуникативной деятельности студента в различных ситуациях.
Каждый из этапов подготовки опирается на достижения предыдущего. Поэтому для реализации задач подготовки необходима последовательная смена этапов в рамках целостного педагогического процесса.
Коммуникативная культура студента совершенствуется в его профессиональной деятельности, предполагая использование полученных знаний. Это возможно лишь при условии, что коммуникативная культура станет значимым качеством личности, будет одним из критериев оценки и системой требований к педагогу-специалисту.
Дифференцированность предполагает использование различных форм и методов, направленных на достижение цели на каждом этапе процесса формирования. Лекционные занятия на I и II этапах отличаются содержательной наполненностью. На первом этапе подготовки в лекционные курсы вводится информация о значимости и ценности общения. Эта информация может иллюстрировать или пояснять основные педагогические категории и понятия. На лекционных занятиях ставятся проблемные вопросы, повышающие значимость коммуникативной культуры.
Материалы по теме:
Закономерности развития речи в раннем возрасте
В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества -- речью . А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи : подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно реч ...
Развитие советской педологии
Другим важным научно-практическим направлением, существенно определявшим картину развития психологического знания в послереволюционный период, являлась педология. В России истоки педологического движения восходят к началу XX в. и представ ...
Структура малой группы
Различают несколько измерений групповой структуры.
1. Формально-статусное измерение дает представление о соподчиненности позиций индивидов в системе официальных отношений в малой группе и практически зафиксирован в должностном распределе ...
Главные разделы