А.Басс ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намереньем причинить зло. Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинить вред. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели не связанные с причинением вреда [12, с.15]. В данном случае агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае применения инструментальной агрессии в поле внимания субъекта обычно не попадают страдания жертвы. Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают принуждение и самоутверждение. В случае принуждения зло может быть причинено с целью оказать влияние на другого человека или "настоять на своем". Например, по наблюдениям Паттерсона, дети используют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться - и все это делается с целью удержать власть над членами семьи. Иногда трудно провести четкие различия между враждебной и инструментальной агрессией [16, с.31].
Зильманн заменил "враждебную" и "инструментальную" на "обусловленную раздражителем" и "обусловленную побуждением". Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего для устранения неприятной ситуации или ослабления ее вредного влияния (например, сильный голод, дурное обращение со стороны других). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, которые предпринимаются прежде всего с целью достижения различных внешних выгод [16, с. 52].
Додж и Койе выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия – это запугивание, принуждение. Она инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое , беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть:
1) враждебной – например, месть за неудачу случайно встретившемуся человеку;
2) инструментальной – например, преследование для достижения власти в группе.
Эти ученые провели серию исследований, в которых выявили различия между двумя типами агрессии. Авторы обнаружили, что проявляющие реактивную агрессию учащиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность своих сверстников и поэтому отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Учащиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали подобных ошибок в интерпретации поведения своих сверстников. [1, с.19].
Э.Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. Так, работники милиции, военнослужащие во время боевых действий, а так же ряд других специалистов часто прибегают к агрессивным действиям, цель которых выполнение профессионального и гражданского долга. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а так же псевдоагрессия, при которой ущерб наносится ненамеренно. Псевдоагрессия включает в себя несчастные случаи, игровую агрессию (фехтование, борьба) и агрессию как социально приемлемое самоутверждение в условиях конкуренции. Э. Фромм отмечает, что «Агрессия, как эволюционно закрепленное поведение на может не быть адаптивной» [цит. по 2, с.9]. Поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для разрушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций.
Злокачественную агрессию Э.Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни. Кроме мстительности и специфического характера, он выделяет экстатическую деструктивность, порождаемую некоторыми религиозными культами, идеологическими движениями, а так же оргиями, которые растормаживают подавленные влечения.
Материалы по теме:
Помощь специалистов родителям
Помочь родителям создать в семье климат, способствующий правильному развитию ребенка, могут офтальмолог, дошкольный педагог-дефектолог, специальный психолог, тифлопедагог, воспитатель и другие специалисты. Прежде всего, им следует постара ...
Развитие межличностных отношений детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст - это особый период жизни ребёнка, который исторически выделился недавно. Он наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Д.Б Эльконина, В.В. Давыдова, их сотрудников и последователей (Л.И. Айдаровой, А. ...
Специфика развития в младенчестве
младенчество – срок, когда от малоподвижного образа жизни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в подвижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, ...
Главные разделы