Различными исследователями предложено множество определение агрессии, однако ни одно из них не может быть признано исчерпывающим или общеупотребительным.
Авторский коллектив под руководством Н.М.Платоновой, проведя исследование по изучению природы агрессии и агрессивного поведения, отмечают, что давая понятие агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений и актов поведения. Так, например, А.Басс определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы [2, с. 7]. Уилсон рассматривает агрессию как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи» [цит. по 2, с.8]. Ф.Аллан описывает агрессию как внутреннюю силу, дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Р.Бэрон и Д.Ричардсон рассматривают понятие агрессии «прежде всего с социальной позиции… как форму социального поведения, включающего прямое или опосредованное взаимодействие как минимум двух человеческих индивидов» [16, с.24].
В словаре практического психолога мы находим следующее определение агрессии: «индивидуальное или коллективное поведение или действие, направленное на нанесение физического или психического вреда либо даже на уничтожение другого человека или группы. В качестве объекта могут выступать и неодушевленные предметы. Служит формой отреагирования физического и психического дискомфорта, стрессов, фрустраций. Кроме того, может выступать как средство достижения некоей значимой цели, в том числе повышения собственного статуса за счет самоутверждения [20, с.49].
Б.Мещеряков и В.Зинченко уточняют, что агрессия это «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицат. переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [34, с.61].
Многие авторы разводят понятие агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Термином «агрессивность» Т.Б.Дмитриева обозначает как относительно устойчивое свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии, а так же склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как агрессивное [1, с.12].
Н.Д.Леонтьев описал состояние агрессивности как «стеничное переживание гнева с потерей самоконтроля» [цит. по 2, с.8].
Фрейдовская теория рассматривает агрессивность как деструктивную силу, которая подавляется с помощью Супер-Эго, причем в процессе подавления агрессии поворачивается в сторону своего носителя и выступает у индивида в форме влечения к смерти. А.Адлер видел в агрессии стремление преодолеть врожденное чувство неполноценности. Ф. Перлз считает агрессивность не «импульсом смерти», а «импульсом жизни», необходимым для активной ассимиляции внешнего мира [15, с.11].
К. Лоренц считает, что влечение к агрессии встроено в психику человека, и для своего проявления она не нуждается во внешней угрозе или внутренней фрустрации. Она возникает спонтанно и нуждается в разрядке. Биологическую природу агрессивности, по его мнению, подчеркивают успехи селекционеров, выводящих как агрессивные породы собак, петухов и пр., так и неагрессивные (такие как сенбернар, ньюфаундленд) [32, с.128].
Ученые предлагают несколько классификаций агрессии.
Г.Э.Бреслав отмечает, что современные психологи выделяют:
- позитивную агрессию, обеспечивающую индивиду, группе или обществу в целом возможность выживания, безопасности и развития;
- агрессию негативную, направленную на удовлетворение влечений путем причинения вреда окружающим. Грань между ними бывает иногда весьма тонкой [15, с.12].
Материалы по теме:
Исследование соотношения академической успеваемости и межличностных
отношений младших школьников
Во время обучения в учебном заведении ребенок находится в окружении других детей, и между ними складываются определенные взаимоотношения, иногда довольно сложные.
Межличностные отношения школьников оказывают существенное влияние на резул ...
Когнитивное развитие в подростковом возрасте
Когнитивное развитие включает как накопление знаний, так и развитие компонентов обработки информации. Эти процессы взаимосвязаны. Решение проблем происходит эффективнее, когда у человека имеется большой запас соответствующей информации. У ...
Основные направления профконсультирования
Все основные направления профконсультационной работы можно разделить на две группы:
• профилактика профессионального становления личности, когда по мере возможного возникновения проблем упреждающе готовят оптантов, обучаемых, молодых спе ...
Главные разделы