Тот факт, что психические процессы человека – суть проявления личности, выражается, в-третьих, в том, что у человека они не остаются в сознательно регулируемые действия или операции, которыми личность как бы овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней в жизни задач».
Идея активного характера сознания внутренне согласуется с идеей «личностно подхода». Эта связь выражается в том, что сознание приобретает действенный характер в личности через сумму ее мотивов и потребностей, являющихся истоками ее активности.
Исходя из решающей роли в формировании личности особенностей мотивационной сферы, т.е. системы потребностей и установок
, необходимо учитывать некоторые данные о развитии самой этой сферы. Наиболее устоялось понимание потребностей как ощущения человеком недостатка чего-то, который отражается в сознании и вызывает стремление к устранению данного недостатка. При этом внутреннее состояние, переживаемое человеком, по мнению большинства психологов, имеет относительный характер и его нельзя объяснить только психическим состоянием индивида, без учета влияния внешней среды. В основном исследуются субъективные стороны потребностей, внутренние источники активности личности. Характерными особенностями потребностей как психических состояний являются:
- конкретный содержательный характер потребности, который связан с предметом или деятельностью или отношениями;
- более или менее ясное осознание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;
- эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребности, к изысканию необходимых для этого путей;
- ослабление, иногда и полное исчезновение потребностей, а в некоторых случаях даже переход их в противоположное состояние при удовлетворении потребности;
- повторное возникновение потребности, когда необходимость, которая лежит в основе потребности, вновь дает о себе знать.
Возникшее чувство потребности направляет человека на получение соответствующих объектов. Но источником человеческой активности являются не только индивидуальные потребности личности, но и потребности группы, класса, нации.
Непосредственный источник человеческих действий, направленный на удовлетворение потребностей, - это интересы
. Взаимоотношения потребностей и интересов сложны и подвижны. Интерес и потребность отражают одни и те же явления, связи и отношения процесса общественного развития, но только в разных аспектах. Первичными в этой субординации, а точнее – сущностью первого порядка являются потребности, которые можно отнести к первопричине интереса. При этом интерес понимается как специфическое отношение к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности. Интересы могут быть глубокими и поверхностными, но они, как позитивные эмоциональные состояния, способны активизировать мотивационную сферу.
При изучении психологических аспектов преступного поведения актуально исследование личности в различных конфликтных ситуаций, в которых своеобразно проявляются ее интересы и мотивы этого поведения. Правонарушитель обнаруживает в определенном смысле заинтересованность в преступном деянии, в его действиях мы наблюдаем противоречия между социальными требованиями к личности и реальным поведением индивидуума. Для структуры интересов правонарушителей в целом характерно:
Материалы по теме:
Среда, наследственность и развитие личности
В психологии проблема соотношения биологического и социального фигурирует под разными названиями: соотношение среды и наследственности; степень «животности» и степень «человечности» в личности; роль «ситуации» и «диспозиции» (черт личност ...
Психологические подходы к исследованию памяти
Память, важнейшая характеристика психической жизни. Поэтому, проблема памяти – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся проблем психологии.
Исследования памяти в настоящее время заняты представители разных нау ...
Роль семьи в воспитании и развитии ребенка раннего возраста
развитие ребенок родитель семейный
Семья – особая интимная группа, социальное объединение, члены которого связаны родственными узами, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.[28]
Семейное воспитание – часть о ...
Главные разделы