В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.
Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.
Когнитивная теория личности.
Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.
В отечественной психологии в качестве основания для интеграции ранее названных подходов к пониманию личности предлагается историко-эволюционный подход, в котором антропологические свойства человека и социальные факторы выступают как предпосылки и результат развития личности. В контексте данного подхода подлинным основанием и движущей силой развития личности является совместная деятельность, благодаря которой происходит индивидуализация личности.
Понятие личности успешно разрабатывалось также и в России. Существенный вклад в этот процесс внесли П.К. Анохин, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, П.Ф. Лесгафт, И.П. Павлов, И.М. Сеченов, А.А. Ухтомский. Первая российская классификация личности была предложена Лазрским в 1915 г. В его основу был положен принцип активного приспособления личности к окружающей социальной среде в зависимости от «степени одаренности»индивида, под которой понимался «прирожденный запас физических и духовных сил», «запас его нервно-психической энергии», его психической активности. Лазурский полагал, что личности различаются по преобладанию в их структуре либо внешних либо внутренних источников развития, что позволило ему разделить всех людей на 2 большие группы с преобладанием эндопсихических
или экзопсихических
процессов.
Но человек – это не только личность, но и организм, вершина филогенезе живых существ. Элементами человеческой структуры, взятой как единое целое, являются общие (родовые), особенные (типовые) и единичные (индивидуальные) свойства. Все множество свойств человека труднообозримо, им посвящены отдельные области знания и учебники эмбриологии, гистологии, анатомии, физиологии и психологии. Такие науки, как социология, этика, право и педагогика, тоже изучают некоторые социально значимые свойства человека. Индивидуальных особенностей человека еще больше, и их описания содержат произведения художественной литературы и искусства. Более глубоко эти вопросы освещаются в отдельной отрасли психологического знания – персонология (персона - личность, личина, маска – от актерской профессии).
Материалы по теме:
Гендерные аспекты локуса контроля
В 1958 работавший в университете Калифорнии (Лос-Анжелес, США) психоаналитик Роберт Столлер ввел в науку термин «гендер» (социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол»). В 1963 он выступил на конгрессе психоаналитиков в ...
Характеристика коммуникативной культуры
преподавателя вуза
Процесс формирования коммуникативной культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение".
Наиболее общее определение культуры о ...
Проблема человека в системе современного научного знания
Для правильного понимания личности человека необходимо рассмотреть более широкий контекст в пространстве которого она существует. Этим контекстом является проблема человека.
Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки ...
Главные разделы