Личность в юридической психологии

Страница 6

Все указанные пороги чувствительности у разных людей неодинаковы. Это может зависеть от возраста, темперамента, эмоционального состояния, времени суток, степени усталости, болезни, беременности у женщин, параллельного действия других раздражителей. Общая острота чувствительности с возрастом нарастает, и достигает максимума к 20-30 годам. Затем сохраняется относительная стабильность чувствительности с постепенным ее снижением после 40-летнего возраста.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.

Оценивая качество показаний и ощущений свидетеля, обвиняемого, необходимо также выяснить, не подвергался ли субъект воздействию побочных раздражителей (алкоголя, наркотиков, психотропных средств), которые способны повышать или резко притуплять чувствительность анализаторов. Это следует учитывать при допросах, во время следственных экспериментов, проводимых в целях проверки качества ощущений. Например, исследуя вибрационную чувствительность у подозреваемого в симуляции глухоты, можно довольно просто изобличить его во лжи. Достаточно за спиной «глухого» бросить на пол небольшой предмет (книгу): человек с нарушенным слухом с ненарушенной вибрационной чувствительностью отреагирует на этот раздражитель, а симулянт, если он не знает о развитом вибрационном чувстве у глухих, не ответит на этот раздражитель. После такой предварительной пробы подозреваемый должен быть направлен на судебно-психиатрическую или комплексную медико-психологическую экспертизу.

Анализируя свидетельские показания, основанные на ощущениях, следует помнить, что в рецепторную деятельность различные искажения могут вносить подпороговые раздражители, которые хотя и не вызывают четких ощущений, но создают в коре головного мозга очаг возбуждения, способный вызывать иллюзорные или галлюцинаторные образы, различные ассоциативные связи с ранее зафиксированными ощущениями. Иногда это проявляется у свидетелей в том, что первоначальный образ, какое-то смутное ощущение в последующем формируется как бы в реальное явление. Причем, такие ложные образы, нечеткие ощущения бывают настолько стойкими, что начинают влиять на формирование ошибочных свидетельских показаний. И следователю (или суду) в подобных случаях приходится прилагать значительные усилия, чтобы разобраться в том, что именно соответствует истине, а что является добросовестным заблуждением допрашиваемого.

На возможные искажения в ощущениях также может оказывать влияние так называемый сенсорный эффект – это фоновый шум, который периодически бывает в каждом анализаторе. Это ощущение сенсорным органом самого себя независимо от того, воздействует на него в данный момент какой-либо раздражитель или нет. Значение сенсорного эффекта возрастает при воздействии раздражителей, имеющих небольшую силу, когда трудно бывает отличить самопроизвольное сенсорное возбуждение анализатора от ощущения какого-либо слабого сигнала. Это может привести к принятию ошибочных решений, что нередко встречается во время происшествий, связанных с эксплуатацией различных технических устройств и транспортных средств.

Для правильной оценки показаний свидетелей, других участников уголовного, гражданского процесса, необходимо достаточное представление об основных закономерностях, свойствах ощущений, которые влияют на формирование показаний.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Материалы по теме:

Семья и ребенок: возрастная динамика отношений
Становление родительского поведения, приспособление к роли родителя – одно из главных направлений личностного развития взрослого человека. Трудность этой задачи в том, что она не может быть решена раз и навсегда: по мере роста, взросления ...

Интеллектуальное развитие детей младшего школьного возраста
К настоящему времени в психологии существуют разные подходы к определению понятия «интеллект». Изучение особенностей развития интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста осуществляется, как правило, в рамках подхода, и ...

Влияние различных видов деятельности на запоминание
Все люди по способности запоминать подразделяются на два типа: быстро и медленно запоминающие материал. Экспериментально доказано что люди быстро заучивающие способны с 1-го раза воспроизвести 8 элементов в то время как медленно заучивающ ...