2. Возможно, новые человеческие потребности могут возникать через осознание человеком того, что ему необходимо на данном этапе его психологического развития (ведь бывает, что человек жертвует какими-либо потребностями ради самосовершенствования).
3. В отечественной психологии формирование и развитие мотивационной сферы у человека рассматривается в рамках психологической теории деятельности, предложенной А. Н. Леонтьевым. Вопрос об образовании новых мотивов и развитии мотивационной сферы является одним из самых сложных и до конца не изученным. Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который получил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Центральный момент данной теории заключается в том, что мотив, из-за которого мы стремимся к достижению цели, связан с удовлетворением определенных потребностей. Но со временем цель, которой мы стремились достичь, может превратиться в насущную потребность. Например, часто родители, для того чтобы стимулировать интерес ребенка к чтению книг, обещают ему купить какую-нибудь игрушку, если он прочитает книгу. Однако в процессе чтения у ребенка возникает интерес к самой книге, и постепенно чтение книг может стать одной из основных его потребностей. Этот пример поясняет механизм развития мотивационной сферы человека за счет расширения количества потребностей. При этом самым существенным является то, что расширение количества потребностей, т. е. расширение перечня того, в чем нуждается человек, происходит в процессе его деятельности, в процессе его контакта с окружающей средой.
На вопросы о законах формирования и развития различных мотивов и мотиваций у детей пока еще невозможно ответить однозначно из-за явного дефицита экспериментальных данных. Эти вопросы еще требуют глубокой теоретической проработки и обоснования.
Мотив и мотивация агрессивности
Может быть мотивирована страхом перед фрустрацией, желанием напугать кого-либо, стремлением добиться принятия своих идей, удовлетворения своих интересов за счет других людей с нанесением им явного ущерба или вреда.
Разновидности агрессии:
а) Альтруистическая – агрессивные действия из каких-либо благих побуждений, например, в защиту других людей.
б) Агрессия, вызванная страхом - агрессивные действия, вызванные страхом, стремлением избавиться от него.
в) Индуцированная – искусственно, преднамеренно вызванная агрессия.
г) Инструментальная – агрессия, возникшая в результате научения (приобретенная за счет многократного, положительного подкрепления) или акт агрессии, который служит средством достижения какой-либо цели, прямо не связанной с нанесением ущерба или вреда кому-либо.
д) Смещенная – направленная против лица или объекта, не являющегося первопричиной возникновения агрессивного поведения.
е) Территориальная – ее целью является защита территории, которую человек считает своей, от посягательств.
ж) Трансактная – возникает и усиливается в результате непрерывной последовательности активных агрессивных действий людей в отношении друг друга.
Причины возникновения:
Неправильное воспитание, ненормальное, напряженное и постоянно раздраженное психическое состояние, неблагополучный личный опыт, частые фрустрации (гнетущее напряжение, тревожность, чувство безысходности связанные с неотвратимой угрозой достижению поставленной цели), повышенная активность биологического центра агрессивности, существующего в мозге и др.
Материалы по теме:
Интеллектуальная активность
Однако, так как уровень способностей и творческая отдача не всегда коррелируют, возникла необходимость определения как интеллектуальной одаренности и продуктивности, с одной стороны, так творческой одаренности и продуктивности, с другой. ...
Негативные последствия застенчивости
Крайняя застенчивость, по данным П. Пилкониса и Ф. Зимбардо, имеет негативные последствия.
1. Застенчивость способствует социальной изоляции и тем самым полностью или частично лишает человека радости общения и социальной (эмоциональной) ...
Особенности развития непроизвольной и произвольной памяти у детей с
задержкой психического развития старшего дошкольного возраста
Проблема задержки психического развития в течение последних тридцати лет привлекает большое внимание исследователей.
Задержка психического развития – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ...
Главные разделы