Мотив и мотивация достижения успехов
Выраженное стремление человека добиваться успехов, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми.
Мотив достижения успехов, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление добиться успеха и стремление избежать неудач. У человека могут быть одновременно развиты или не развиты оба этих мотива (что приводит либо к внутреннему конфликту, либо к пассивности).
С этими двумя мотивами функционально связаны (значимо коррелируют) самооценка, уровень притязаний, тревожность, аффилиация, мотив власти, беспомощное поведение, локус контроля и атрибуция ответственности.
На мотивацию могут оказывать влияние следующие факторы: потребность в достижении успехов, ценность успеха, стандарты выполнения, субъективная вероятность достижения успехов, представление о собственных способностях, атрибуция успехов и неудач (т.е. приписывание их тем или иным причинам).
Формируется в дошкольном возрасте, и его развитие непосредственно зависит от того, как окружающие ребенка взрослые люди обращаются (поощряют, остаются равнодушны, наказывают, помогают) с ним в тех случаях, когда он добивается успехов или терпит неудачи.
В младшем дошкольном возрасте, в период от 3-х до 5 лет, у детей появляется возможность оценивать свои способности и соотносить их со степенью трудности поставленной задачи, а так же они начинают различать, что в их достижениях зависит от приложенных усилий.
В ходе экспериментальных исследований было установлено, что у детей 4-5 лет данный мотив является достаточно развитым, а приблизительно к 5-6 годам становится достаточно устойчивым и мало изменяющимся.
В старшем школьном возрасте (от 4-5 до 6-7 лет) появляется способность оценивать вероятность достижения успехов в той или иной ситуации. А в школьном возрасте учатся строить стратегию своего поведения в ситуации достижения успеха.
В подростковом возрасте уже формируется умение точно и сознательно рассчитывать свои действия, ориентированные на достижение успехов. Причем с этого момента в оценке своих достижений они уже более ориентируются на оценку этих достижений со стороны сверстников, а не взрослых.
И чем выше уровень интеллектуального развития ребенка, тем быстрее и легче проходит процесс становления структуры мотивации достижения.
Мотив и мотивация власти
Выраженное стремление получить и сохранить власть над людьми, держать их под своим контролем.
На мотивацию может оказывать влияние: потребность руководить, управлять людьми, контролировать их поведение, решать их судьбу.
Теории возникновения:
а) Особенно выражен этот мотив у людей с выраженным комплексом неполноценности (по А. Адлеру).
б) С точки зрения зоопсихологов и специалистов по поведению животных (этологов), этот мотив имеет аналог среди животных (стремление более сильных особей стать вожаком стада). Этот мотив является врожденным (как и агрессивность) и может играть положительную роль в борьбе за существование.
Структурные составляющие:
а) Осознание выгод получения власти.
б) Оценка своих возможностей получения власти.
в) Оценка того, чего ему будет стоить приобретение и удержание власти.
г) Оценка шансов получить власть в конкурентной борьбе.
Материалы по теме:
Нейрофизиологические аспекты памяти
Изучение механизмов памяти долгое время было мало разработанным разделом нейрофизиологии. Мозговая организация различных форм мнемической деятельности значительно новое направление в нейрофизиологическом аспекте[30, с. 268].
Причиной так ...
Методологические предпосылки концепций двойной детерминации развития
личности
асмолов психолог личность наследственность
З. Фрейд и В. Штерн по праву считаются классиками современной психологии личности, а не исследователями, чьи идеи принадлежат лишь истории. Именно поэтому следует со всей тщательностью осмыслить ...
Семья - как малая социальная группа
Семья – это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отнош ...
Главные разделы