В младшем дошкольном возрасте стремление к получению власти, скорее всего, порождается желанием ребенка получить определенные преимущества в совместной игровой деятельности. И эта ситуация, по-видимому, сохраняется до поступления в школу. В младшем школьном возрасте круг общения ребенка существенно расширяется, и теперь детям приходится бороться за власть сразу в нескольких малых группах, в состав которых входят люди разных возрастов, как знакомые, так и незнакомые. Происходит развитие умения оценивать свои возможности получения власти, осознание преимуществ, которые она дает, обучение приемам борьбы за власть и ее сохранение. Все это активно продолжается в подростковом возрасте. Умение оценивать все структурные составляющие в полной мере формируется только к старшему школьному возрасту.
Мотив и мотивация аффилиации
Может конкурировать с другими потребностями, быть несовместимой с ними (например, с потребностью достижения успехов или с потребностью власти), тем самым порождая трудноразрешимый внутренний конфликт.
Мотив аффилиации, как и многие другие мотивы, может порождать две противоположные, конкурирующие друг с другом поведенческие тенденции: стремление к людям (когда человек стремится установить взаимоотношения с людьми и, даже если они его отвергают, не очень переживает по этому поводу и стремится установить отношения с другими людьми) и боязнь быть отвергнутым (когда человек из-за боязни быть отвергнутым не стремится к людям, а, напротив, избегает их).
Было, например, установлено, что люди с высоким уровнем развития аффилиации легче находят поддержку и понимание у людей с таким же высоким уровнем развития аффилиации, и наоборот.
На мотивацию аффилиации может оказывать влияние следующие факторы: значимость для человека того, с кем он хочет установить взаимоотношения; вероятность добиться в этом успеха; оценка своей личной привлекательности; оценка своих коммуникативных способностей и др.
Теории возникновения:
а) Установлено, что дети, родившиеся первыми в семье, или единственные имеют более сильную склонность к аффилиации.
б) Связывается с опытом общения ребенка с матерью или заменяющим ее лицом в младенческом и раннем возрасте.
Влияющие факторы:
а) Степень развития привязанности как черты личности человека.
б) Мера его одиночества (насколько он хочет от него избавиться).
в) Оценка вероятности быть отвергнутым.
г) Оценка затрат и издержек, возможных при установлении взаимоотношений.
д) Оценка личной привлекательности.
е) Оценка своих коммуникативных способностей.
ж) Ценность установления взаимоотношений именно с данной группой людей.
В младенческом возрасте появляется первичная привязанность, на основе которой в дошкольном возрасте существует активное стремление ребенка к людям, сближению с ними. Когда начинается период групповых игр, это стремление оказывается мотивированным интересом к игре и желанием быть принятым в среде сверстников и иметь в ней определенный статус. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте дети уже обычно умеют оценивать вероятность быть принятыми или отвергнутыми. В подростковом возрасте положение существенно меняется. Теперь дети могут более или менее адекватно оценивать свою привлекательность, коммуникативность. В старшем школьном возрасте отчетливо проявляется тенденция правильно оценивать и соотносить затраты и выгоды в установлении взаимоотношений, в соответствии с этим выбирать манеру поведения.
Материалы по теме:
Теории социального научения о принципах и закономерностях развития
теории социального научения является то, что центральная роль в ней отводится процессам саморегуляции. Люди не являются простыми механизмами, полностью зависящими от внешних влияний. Они сами отбирают, организуют и трансформируют стимулы, ...
Типы личностной реакции на заболевание
Выделяют следующие типы личностной реакции на заболевание:
ü содружественная;
ü спокойная;
ü неосознаваемая;
ü следовая;
ü паническая;
ü разрушительная;
Содружественная реакция
Эта реакция характерна ...
Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием
На базе диагностико-педагогического комплекса и общеобразовательных школ исследовалось материнское отношение к детям-олигофренам. Было обследовано 50 матерей детей-олигофренов и столько же матерей нормальных детей в качестве контрольной г ...
Главные разделы