Мотивы и мотивация девиантного поведения
Скорее всего, исходным мотивом может являться любой другой мотив, который в данный момент может быть удовлетворен девиантным поведением.
Вероятные причины возникновения:
а) Отсутствие у человека четких представлений о социальных нормах поведения (неправильное воспитание, неразвитость человека как личности).
б) Наличие в сознании человека норм, которые не соответствуют общепринятым (результат неправильного воспитания).
в) Окружающая среда, обстановка вынуждают вести себя девиантно (например, значимые для человека окружающие люди ведут себя девиантно).
г) Наличие у человека в данный момент таких психологических особенностей (например, акцентуированные черты характера, такие, как сенситивность, циклотимность, истероидность и др.), состояния (состояние аффекта или переживание фрустрации), которые способствуют такому поведению.
Первые три пункта могут быть связаны с отсутствием в обществе твердо установленных социальных норм (что нередко случается в переходные моменты в истории общества), отсутствием как в обществе в целом, так и в социальных группах, к которым принадлежит индивид, строгих наказаний за девиантное поведение.
На девиантное поведение существенное влияние (особенно у подростков) оказывают референтные группы – это такие социальные группы, на ценности и нормы которой ориентируется индивид.
Мотив и мотивация просоциального поведения
(альтруизма, эмпатии, оказания помощи)
Альтруизм – бескорыстное оказание помощи и поддержки.
Эмпатия – сопереживание и сочувствие.
Сюда относится поведение типа привязанности, которое делится на первичную (возникшую в младенческом возрасте к наиболее близким людям), вторичную (которая складывается в более поздний период к не столь близким окружающим людям), базисную (которая формируется из первичной и (или) вторичной и сохраняется на всю жизнь) и ситуационную (изменчивую во времени, сохраняющуюся в течение небольшого периода и проявляющуюся в определенных ситуациях и эпизодах жизни).
Сюда относится мотив (потребность) оказывать помощь людям, заботиться о них.
Воспитание и развитие в человеке этих форм поведения и мотивов является самым эффективным способом избавления человека от нежелательных форм антисоциального поведения.
Стремление и желание оказывать помощь управляется:
а) Оценкой человеком того, насколько другой человек нуждается в помощи.
б) Может ли с тем другим человеком произойти что-то не приятное в результате неоказания ему помощи.
в) В состоянии ли кто-то иной оказать ему помощь.
г) Готов ли данный человек принять помощь со стороны того, кто эту помощь предлагает.
По наблюдениям за детьми до 3-хлетнего возраста, они еще не способны оценивать все вышеуказанные факторы. Значит, помогающее поведение может являться результатом подражания, либо того, что окружающие взрослые поддерживают такое поведение поощрением. В младшем дошкольном возрасте дети, скорее всего, уже могут путем наблюдения понять, нуждается ли данный человек в помощи и готов ли он принять помощь. Осознание двух других моментов мотивации приходит, видимо, в старшем дошкольном возрасте, ближе к его концу, и продолжает свое развитие в младшем школьном возрасте. В подростковом возрасте основной мотивацией оказания помощи может стать личное отношение к данному человеку, восприятие его как хорошего или плохого. Возможно, именно этот фактор и играет важную роль в выборе стиля поведения подростком, а не особая его жестокость и агрессивность как таковые, как часто пишут в научной литературе. В старшем школьном возрасте в расчет будут браться уже все факторы, и старшие школьники, как правило, готовы оказать помощь даже тем, кто им лично не симпатичен.
Материалы по теме:
Психологические воззрения русских мыслителей XVIII века
Как показывают исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи в России начали развиваться еще в X-XV веках. На основе этих предпосылок в XVIII веке сформировались достаточно целостные концепции, котор ...
Развитие социального поведения младшего школьника
К концу первой ступени школы восприятие ребёнка усложняется и углубляется, становиться более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченн ...
Противоречия индивидуального развития
Индивидуальное развитие человека, как и всякого другого организма, есть онтогенез с заложенной в нем филогенетической программой. Нормальная продолжительность человеческой жизни и последовательная смена стадий или фаз индивидуального разв ...
Главные разделы