Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Реализация педагогических условий развития коммуникативной культуры будущих специалистов

Страница 7

Все обучающие задания были разделены на 4 группы:

1) организационные;

2) стимулирующие;

3) реагирующие;

4) контролирующие.

Задача: обеспечить вариативность и адаптивность коммуникативных умений. В каждой группе заданий выделялось 3 последовательных этапа:

A) задания на внимание, наблюдение, анализ и понимание особенности коммуникативного поведения другого человека;

Б) воспроизведение его поведения (имитация и трансформация);

B) собственная коммуникативная активность в задаваемой проблемной ситуации.

При этом, в каждом случае давались задачи двух видов: с установкой на абстрактную правильность и с требованием адаптации к определенным условиям. Эта программа прошла проверку и показала свою эффективность.

Г.М. Коджастирова предлагает программу курса "Основы профессионального мастерства", исходя из следующих оснований. По ее мнению, слагаемыми педагогического мастерства выступают:

• Совокупность определенных личностных качеств и педагогическое сознание, включающее следующие сформированные позиции - "Я" - концепцию, "В" - (воспитанник) - концепцию и "Д" - (деятельность) - концепцию.

• Готовность к постоянному самосовершенствованию.

• Владение педагогической технологией, умение осуществлять направленное воздействие на личность ребенка и управлять учебно-воспитательным процессом.

Владение педагогической техникой, предполагающее наличие следующих умений:

- умений управления своим психофизическим состоянием и настроением;

- умений использования себя в качестве инструмента педагогической деятельности (мимика, жесты и т.д.);

- умений вступать во взаимодействие с разными категориями людей, умений общаться;

- умений использовать предметы и технические средства в педагогическом взаимодействии.

Исходя из такого понимания, определены задачи курса (36 часов):

- дать знания о теоретических основах педагогической технологии;

- выработать умения управлять своим состоянием в условиях педагогического взаимодействия;

- заложить основы формирования педагогически правильного общения с обучающимися;

- вооружить умениями педагогической техники и технологии;

- сформировать потребность в непрерывном профессиональном самообразовании и самосовершенствовании.

На первых 5-7 занятиях идет "разворот" будущего учителя на самого себя: "Кто я? Что я из себя представляю?" С целью развития самосознания используются различные тесты типа "Кто ты? Кто я?"

На занятии по характеристике личности педагога студенты ранжируют качества из предлагаемого списка, составляют свой коллективный портрет. На этом же занятии проводятся игры, упражнения, тренинги, направленные на развитие внимания, наблюдательности, воображения, быстроты реакции.

На дом дается задание сделать самоанализ на основе тестирования. На занятиях много игр и упражнений на аутотренинг, развитие речи, мимики и пантомимики.

Разработанная на педагогическом факультете Московского государственного педагогического университета программа подготовки к педагогическому общению предусматривает как усвоение студентом необходимых знаний по психологии общения в рамках спецкурса - "теоретический этап", так и их последующее участие в тренинге профессионального общения в рамках спецпрактикума - "практический этап".

Основная цель спецкурса "Психологии общения" - вооружение студентов системой понятий и представлений, необходимых им как для психологического анализа социально-психологических ситуаций в рамках программы спецпрактикума, так и для более эффективной ориентировки в реальных ситуациях профессионального общения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Материалы по теме:

Отношение родителей к болезни ребенка
Уже было сказано, что представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за ра ...

Особенности самооценки младшего школьника
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформир ...

«Обработка» самого себя – психологическая особенность человека
Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, ...