4. Этап ролевого тренинга и тренинга навыков управления контактом. В процессе работы участники не только отрабатывали тот или иной тип ролевого взаимодействия, но и получали задания на управление контактом (посредством смены роли).
5. Этап тренинга общения в сложных педагогических ситуациях. Работа осуществлялась методом психодраматического разыгрывания сложных педагогических ситуаций. На этом этапе тренинг наиболее индивидуализирован, он является наиболее сложным и продолжительным во всем цикле занятий.
6. Заключительный этап полностью основан на групповом обсуждении результатов тренинга: личные отчеты участников, обратные связи и т.д.
Особое внимание уделяется созданию положительной эмоциональной атмосферы в финале цикла, а также повышению субъективной уверенности каждого в значительности своих личных достижений, что способствует лучшему переносу полученных коммуникативных навыков и умений в ситуации реальной профессиональной деятельности.
Для осуществления этих этапов были созданы банки психологических упражнений:
• банк упражнений на сплочение и снятие "зажимов";
• банк упражнений для развития экспрессивности поведения;
• банк упражнений, направленных на развитие навыков рефлексии (рефлексивные и проективные техники);
• банк упражнений, требующих эмпатийного познания партнеров (техники "обратных связей");
• банк упражнений на развитие умений управления контактом.
Таким образом, проделанный обзор все расширяющейся практики обучения педагогическому общению и формирования коммуникативной культуры у будущих специалистов с помощью активных методов (групповая дискуссия, игровые ситуации, управленческие и организационные игры, видеотренинг и т.п.), рассматриваемых здесь, прежде всего, в качестве одних из современных методов совершенствования подготовки к профессиональному общению, позволил раскрыть психологическую суть и возможности данного явления, отчетливо увидеть перспективы и тенденции развития этого важного направления научно-практической деятельности в системе образования.
Можно сделать следующие выводы:
- вся совокупность компонентов, составляющих коммуникативную культуру личности (культура речи и культура мышления, эмоциональная и эстетическая культура, нравственная и физическая и т.д.) определяет жизнь человека-человека и учителя-профессионала;
- успех в организации познавательной деятельности напрямую связан с умениями педагога видеть многогранно, мыслить нестандартно, ставить вопросы самостоятельно и неожиданно, отвечать точно недвусмысленно, излагать доступно и выразительно, слушать доброжелательно и понимающе, то есть с умениями, опирающимися на языковое сознание, культуру речи;
- зависимость результатов педагогической деятельности от установки на совместную деятельность педагога и учащегося и определяет главенство коммуникативной культуры. Коммуникативные умения, обеспечивая решение задач общения в условиях диалогической и монологической речи педагога, составляют основу его профессиональной речевой культуры.
- коммуникативная культура базируется на основных принципах педагогического общения, которое:
• представляет собой взаимосвязанную систему психологических функций деятельности, практических методов и средств для самореализации личности;
• может рассматриваться как вид деятельности и как процесс;
• является системой (приемы и навыки) организационного социально-педагогического взаимодействия педагога и воспитываемого;
• представляет собой обмен информацией по содержанию, сопровождаемый оказанием воспитательного воздействия с помощью коммуникативных средств.
Материалы по теме:
Психокоррекция и психотерапия детей с церебральными параличами и членов их
семей
Для первичной и вторичной профилактики нервно-психических расстройств у больных с церебральными параличами необходимо создание условий, при которых у детей будут формироваться адекватная самооценка, уверенность в себе и самокритичность, ф ...
Психоанализ в рекламе. История развития
Вторая мировая война способствовала небывалому расцвету экономики США. В отличие от европейских и азиатских государств военные действия на территории США не велись, зато вся промышленность динамично развивалась, работая на войну. Значител ...
Гэмблинг
Азартные игры Аддиктивные расстройства лучше изучать на примерах аддикции, не связанных с приемом химических веществ, которые оказывают токсическое воздействие на организм человека и тем самым осложняют понимание основных механизмов аддик ...
Главные разделы